Преимущества хроматической сопилки конструкции Деменчука

Перейти вниз

Преимущества хроматической сопилки конструкции Деменчука

Сообщение автор Sopilkar в Вс Сен 15, 2013 9:05 pm

Вообще-то, текст принадлежит участнику нашего форума, Злому Сердцу. Впервые опубликован он был не здесь, но именно здесь он наиболее уместен, решил я, и перенес его весь, слово в слово.

Итак, преимущества хроматической сопилки конструкции Деменчука. Почему её стоит выбирать Smile

1. Аппликатура.

   а. Интуитивность. Аппликатура логична и интуитивна:

       - Первая и вторая октава диапазона сопилки - одинакова. То есть, первый и второй регистры изменяются ровно на границе октав диапазона.
       - На протяжении всего звукоряда от нижней ноты регистра до верхней сохраняется принцип "следующий пальчик-следующая нотка". Таким образом, для уже музыцирующего на чем-нибудь человека процесса изучения аппликатуры – нет. На блокфлейте же аппликатуру нужно именно изучать.
       - Сопилка сохраняет основные аппликатурные позиции мажорной флейты с 6 отверстиями (висл, кена, простые поперечки). С точки зрения вислера, на сопилке всего лишь добавлены отверстия под мизинцы.

   б. Хроматичность без вилок и полуприкрытий На сопилке всего одна нотка берется "вилкой" (на сопрано- соль диез). Мало того, размер отверстий ноток ми, соль, ля (на сопрано) таков, что позволяет уверенно брать альтерацию полуприкрытиями, гибко играть с бендами.
   в. Транспонирование при записи. Сопилкари пошли по пути транспозимции. Что это значит? что для всех инструментов сопилочного семейства все ноты записываются совершенно одинаково, нижняя нота всегда (записывается!) - до первой октавы, и вы без проблем играете одну и ту же мелодию, той же аппликатурой, просто звучать она будет в другой тональности. Это очень удобно при игре консортом сопилочноков. Человек, научившийся играть с листа, берет в руки любой из типоразмеров сопилки, и играет партию в квартете сопилкарей.
   г. Возможность приобретения инструмента желаемой тональности. Сопилку можно заказать в любой желаемой тональности, любого желаемого типоразмера. То есть, имсполнителям, которым лень изучать игру в «черных» тональностях, достаточно всего –навсего заказать две –три сопилки (до, до диез), полностью покрывающих квинтовый круг и транспонировать себе произведения. Стоимость сопилки любой тональности практически не отличается от стоимость базового типоразмера.
   д. Возможность приобретения инструмента с минорным ладом. Сопилкари часто пользуются сопилками, облегчающими виртуозную игру некоторых произведений. Так, практически все исполнители имеют сопилки минорного строя, на которых такое последовательное открывание отверстий, как на мажорной сопилке, дает не мажорную, а минорную гамму.

2. Тембр.

   а. Универсальность тембра. Сопилка – свистковая флейта с достаточно универсальным звуком. Она прекрасно заменит висл, блокфлейту, некоторые безсвистковые флейты. Благодаря этому исполнитель-сопилкарь может подключиться к любой группе музыкантов без привнесения «специфического колорита». Сопилка не вступает в темброво-стилистические конфронтации.
   б. Изготовители сопилок могут изготовить инструмент с желаемым оттенком («острый», «универсальный», «открытый»).
   в. Гибкость тембра. Сопилка более управляема в плане влияния исполнителя на тембр. Манипуляции со свиском, изменение трубулентности воздушной струи – все это более доступно на сопилке.
   г. Большая гибкость с спецприемах. Спецприёмы более выразительны, чем на блокфлейте, применяются чаще, и при этом не выглядят противоестиственно.

3. Более гибкое интонирование и динамика. Расположение свистка снизу, большее количество отверстий делает сопилку более гибкой в интонационном и динамических аспектах. Альтернативные аппликатуры выдумываются на ходу, свисток прикрывается-приоткрывается, куча мест для создания стравливающих отверстий.
4. Диапазон. У сопилки сопрано достижимый диапазон (без "коленки", только пальцами) - 3 октавы. Рабочий (постоянно используемый) диапазон - 2.5 октавы (к сожалению, приходится сравнивать с блокфлейтой - 2,5 и 2 октавы соответственно)
5. Организация свистка. Свисток на ней перевернут. Благодаря этому конденсат в виндвее гораздо меньше скапливается на плоскости, которая ближе к лабиуму. И потому:

   а. Сопилка дольше не хрипнет. Да, это так. И что самое интересное - долго не хрипнут и сопилки с ориентацией лабиума на ту плоскость виндвея, что ближе к оси; и деревянные сопилки с ориентацией лабиума на "внешнюю" плоскость виндвея.
   б. Сопилка может исполнятися из невпитывающих влагу материалов. Эбонитовая сопилка - это инструмент профессионального исполнителя, а не студента. Блокфлейтовый мастер сойдет с ума, узнав, что в деревянной сопилке блок часто изготавливается из эбонита!

6. Динамика по диапазону. Сопилка не имеет характерного для барочной блокфлейты "завала" на нижней части первого регистра. Она более громка низами. Чисто брать верхи на ней легче, чем на блокфлейте. Новичку легче осваивать верха.
7. Дешевизна. Сопилки делают руками в Украине. Не в Германии, не в Штатах. Сопилка контрукционно более проста в изготовлении (она не коническая). Потому сопилки стоят недорого. Так же, как деревянные вислы, изготовленные в наших краях.
8. Сопилка - консортное семейство. Семейство сопилок включает пикколо, сопрано (до2), альт(соль1), тенор (фа1) и бас (до1). Встречаются инструменты и ниже, но они уже требуют использования механики, они уникальны. Так вот, семейство создавалось с целью консортного исполнительства. То есть, изначально мензура флейт (диаметр внутреннего канала), устройство свистка подбирались именно для игры консортом. Низа альтов, тенора и баса - громкие, игровой диапазон 2 октавы. Присмотритесь и к соотношению диапазонов инструментов. Это не "покрытие" звукоряда квинтовыми шагами, а осознанное "выстраивание" вокруг солирующей сопрано.
НО! Если исполнитель желает, то мастер изготавливает "сольный" альт/тенор, у которого игровой диапазон - 2,5 октавы.
9. Развитие сопилки происходит наравне с развитием её родственных флейтовых инструментов: джоломыги (двойная сопилка, дающая возможность играть сразу двухголосием), закрытой телинки (обертоновая флейта с таким же свистком, как у сопилки), трехдырочной сопилки (аналог таборпайпа и фуяры). Инструменты семейства стоят крайне недорого, как для флейт аналогичного акустического типа (например, двойная блокфлейта или флажолет).
10. Сопилка - инструмент молодой. Он еще не завоевал должную популярность в Европе. И у молодых исполнителей есть возможность стать "иконой" сопилочного движения.
11. У сопилки - самые лучшие славяноязычные методики и самоучители. Если говорить о методиках преподавания - то ни по какой свистковой дудке ни одна программа и рядом не валялась. Более того, сопилка, как инструмент универсальный, на высших этапах обучения позволяет переоринтироваться на определенные стили музыки и просто начать использовать репертуарные сборники для других флейт - блокфлейты, висла, флуера.
12. В Украине сопилке могут научить практически в каждом городе.
13. В Украине сопилка - это полноценный инструмент народного оркестра, подразумевающий собой процесс обучения в музыкальной школе, ВУЗЕ, тогда как высшее образование по блокфлейте получить практически негде.

Недостатки хроматической сопилки Деменчука, почему не стоит выбирать?

1. Слабая информированность о сопилке. Сопилка малоизвестна. Люди даже не представляют себе, что это за инструмент. В худшем случае она воспринимается как просто дудочка, в лучшем - как инструмент исключительно народной музыки.
2. Отношение к инструменту со стороны профессиональных музыкантов на оркестровых инструментах. Блокфлейтисты часто жалуются - дескать, не понимают, что блокфлейта - полноценный музыкальный инструмент. Когда же блокфлейтисту демонстрируют сопилку, он к ней относится так же, как исполнитель на поперечной флейте к блокфлейте SmileПотому, стоит сразу ожидать несколько неадекватного отношения со стороны всех оркестровых музыкантов.
3. Тембр.

   а. С точки зрения блокфлейтиста, сопилка шипит. В её звуке "больше воздуха" - шипения, "чиффа". Это и не удивительно, ведь, по сути, десятидырочная сопилка - это хроматический висл с высоким свистковым окошком.
   б. Также, блокфлейтист может назвать её "пустым" ("слишком открытым"). А иногда даже "тупым".

4. Условные недостатки строя. Сопилка - цилиндрическая флейта, с первым регистром в септиму (то есть, она флажолет и вторая октава диапазона с самой первой позиции получается передувом), и ей свойсвенны все недостатки такого рода инструментов:

   а. первый и второй регистры сопилки несколько "сведены". То есть, при естественном нарастании давления при движении по тесситуре инструмента второй регистр несколько "низит". И потому при заказе инструмента нужно указывать, нужно инструмент настраивать "на первую октаву" или "на вторую октаву". Музыкант с развитым музыкальным слухом обычно не замечает этого, интуитивно "дотягивая" тон.
   б. Если быть совсем точным и придираться, то самая нижняя нота, допустим до, если совсем точно настроена сопилка – до второй октавы точно настроено, то до первой октавы может быть чуть-чуть ниже, а до третьей октавы может быть чуть-чуть выше. Самое смешное заключается в том, что сопилкари до сих пор не пользуются такими методами устранения этого недостатка как "диаволовы/настроечные отверстия", раструбы, косые срезы, продленный на полутон (всего) первый регистр

5. Сложнее приобрести, подержать в руках, попробовать. Сопилки очень-очень редко можно найти в музыкальных магазинах. Причем, даже в Украине те сопилки, котрые лежат на прилавках - инструменты с ненадлежащим подходом к изготовлению. Таким образом, сопилку для регулярных занятий нужно заказывать у мастера. Есть всего несколько общеизвестных мастеров, занимающихся изготовлением инструментов. Я знаю всего одного мастера, с которым можно связаться по электронной почте, все остальные не работают с Интернетом.
6. Нет дешевых серийных инструментов. Сопилка "чтобы начать" стоит 25-30 евро. А, между прочим, сопилка в большей степени приспособлена к изготовлению серийных дешевых пластиковых инструментов, чем блокфлейта, даже более, чем висл (у нее перевернутый свисток).
7. Хроматическая сопилка Деменчука обрела место под музыкальным солнцем в Украине. Потому все учебники по ней - на украинском языке, программы - на народной украинской музыке, мало классики.
8. Педалируемая "славянскость". Нет ничего глупее, чем выяснять, чьи предки ближе к обезьяне и инструменты какого народа лучше/древнее/пастушьей/природней/естественней. "Продавливание" сопилки как "славянской" свистковой флейты - только во вред общему развитию инструмента.
9. За пределами Украины практически нет учителей сопилки, все приходится осваивать самому.
10. В свободном и несвободном дуступе музыки с сопилкой еще меньше, чем блокфлейтовой. То есть, затрудняется процесс "обмена звуком".

ВЫВОДЫ:

Сопилка является предпочтительным выбром свистковой флейты в том случае, если:
- Вы хотите самостоятельно быстренько научится играть «хоть что-то хоть на каком-нибудь флейтовом иснтрументе» с нуля (тут она идет рука об руку с вислом).
- Если У вас нет желания становиться академическим музыкантом и играть классическую музыку.
- Вы не хотите намертво привязываться к какому-нибудь стилю музыки (как то, что сейчас принято называть блокфлейтой, так или иначе имеет привязку к барокко, кена – к андской музыке, дизи - к китайской).
- Вы, уже играете на других музыкальных инструментах, недуховых, и хотите быстренько освоить что-то духовое, что-то флейтовое.
- Вы хотите обучить ребенка началам духового исполнительства.

То есть, условия выбора не столько "сердце велит", сколько "голова подсказывает", сопилка является своеобразным компромисом между диатоническим вислом и хроматической при помощи вилок блокфлейтой.
avatar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 49
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения