Дудук - сокровище Кавказа

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Дудук - сокровище Кавказа

Сообщение автор Sopilkar в Пн Сен 23, 2013 8:45 pm

Marleg пишет:Говорят, что лучше всего, чтобы дудук помогал выбирать знающий человек. У меня, к содалению, таких знакомых не было и я смогла приобрести хороший дудук только со второй попытки. На основе своего опыта, попробую отметить основные черты "правильного" дудука.

Очень опасно покупать дудук в интернет-магазине. Я приобрела в "динатоне" и на этом дудуке (А), к сожалению, практически нельзя играть. Свой второй дудук я купила у армянина, который привозит инструменты от мастера из Армении. Тут у меня была возможность пощупать несколько инструментов и выбрать то, что мне понравилось (В). Чем же отличаются эти два дудука:
1) Строй. Первый дудук (А) имеет строй ля, но две верхние дырочки у него просверлены не на месте и в итоге эти две ноты завышены почти на половину тона. Небольшие неточности строя можно компенсировать губами и тростью, но не такую большую. Второй дудук (В) в строе си-бемоль, строит идеально.

2) Игровые отверстия у А (на фото он сверху) не имеют четких краёв, плавно сточены внутрь, что затрудняет игру полутонов. У дудука (В) края отверстий ровные, аккуратные, без скоса - полутона берутся легко.


3) Верхний торец, в который вставляется трость, у А имеет неправильную форму и трость в нём еле держится. На фото этого, к сожалению, не видно, это можно обнаружить только опытным путем.
В дудуке А трость надежно фиксируется и при легком раскачивании не имеет даже малейшего люфта.

4) Общий вид у А менее аккуратный, чем у В. У А видны срезы сучков и нижний торец канала обработан криво.

5) Правильные трости - на фото средняя и нижняя. На трости на должно быть трещинок, обязательно должны быть наклеены две полосочки тонкой кожи. Трость должна, как уже говорилось, плотно сидеть в дудуке. Трости бывают разной "жесткости" - эта характеристика говорит о том, насколько легко выдуть звук из такой трости. Но жесткость трости не является недостатком, это её ососбенность. Рекомендуют иметь несколько тростей различной жесткости для тренировок.

Свой первый дудук, хоть и "неправильный", я всё равно ценю, так как с его помощью, хоть и не без мучений, я научилась извлекать первые дудучные звуки

Есть ряд мастеров, у которых приобретают хорошие дудуки, если кого-то интересует - пишите, я скажу координаты. Интересно также узнать о качестве дудуков, предлагаемых Данилом Панфиловым.
Свой дудук я приобрела у родственника Георгия Минасова, его телефон в Москве +7(903)1573722 (Карен Сергеевич)
Ещё я слышала очень хорошие отзывы об инструментах Артура Григоряна (http://www.armenianduduk.am/instruments.html), он их посылает по почте в любую страну.






Хороший сайт про ДУДУК. Правда, понятный в основном англоязычным.


Последний раз редактировалось: Sopilkar (Пн Сен 23, 2013 9:08 pm), всего редактировалось 4 раз(а)
avatar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 49
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Несколько советов начинающим дудукистам

Сообщение автор Sopilkar в Пн Сен 23, 2013 8:50 pm

Marleg пишет:Хочу поделиться своими знаниями и опытом по этой теме.

1. Трость = рамиш = камыш. Подготовка к игре.
Если трость не использовалась больше недели, то ее нужно увлажнить как следует. Для этого нужно залить внутрь сырую холодную воду и тут же выплеснуть ее обратно, а затем продуть трость с обратного конца, чтобы удалить излишки воды. Затем оставить минут на 15, хомутик не должен сжимать трость, но колпачок нужно одеть, но не слишком плотно!
Если трость не использовалась несколько дней то будет достаточно окунуть кончик в воду и подержать 15-20 секунд, а затем также дать полежать 15 минут.
Если Вы играли вчера и до этого регулярно, то можно просто подержать губами, увлажняя её слюной и через несколько минут он раскроется.
Я стараюсь играть каждый день, хотя бы по чуть-чуть, чтобы поддерживать трость в форме, иначе её придётся разыгрывать вновь.

2. Начинаем играть.

Я начинаю играть уже тогда, когда трость раскроется совсем чуть-чуть. Поначалу знук, конечно, неправильный и визгливый, но по моим наблюдениям так трость быстрее разыгрывается, равномерно увлажняясь в процессе игры.

Звукоизвлечение. Постараюсь передать свои ощущения, надеюсь, что это поможет. Всем в детстве, наверняка, случалось играть на травинке или листе бумаги - мы плотно зажимаем губами травинку или срез листа и дуем, добиваясь вибрации. В дудуке похожий принцип. Нужен не столько поток воздуха, сколько именно импульс для вибрации трости.
Для правильного звукоизвлечения нужно, чтобы губы, подвернутые внутрь, плотно облегали трость на расстоянии не более 4-5 мм от её края (среза). Далее нужно надуть щёки так, чтобы губы не касались десен, и медленно выдувать воздух, добиваясь мягкой вибрации.
Если трость сжать слишком сильно, то получится более резкий звук, как у саксофона, а это уже не дудук.
Тренироваться извлекать звук можно без зажатых дырочек, при этом нужно обратить внимание, что небольшое изменение давления верхней или нижней губ приводит к повышению или понижению тона, что важно, так как таким образом достигается регулирование чистоты звука.
По мере увлажнения трости, она раскрывается всё сильнее и нужно поджимать хомутик, чтобы щелочка была около половины миллиметра. С опытом Вы поймете, при каком раскрытии трости Вам удобно играть. Если трость раскрыта слишком сильно, то сложнее извлекать звук, и при слишком маленькой щелочке правильного звука тоже не получится. Нужно иметь ввиду, что сжимая трость с помощью хомутика, мы повышаем частоту и строй несколько повышается.

3. Играем гамму и арпеджио.

Начинать играть гамму в первый раз проще сверху. Попутно введём цифровое обозначение нот. Играем "пустую ноту" - все дырочки открыты, это "0". Затем средней фалангой указательного пальца левой руки плотно закрываем ближнюю к трости дырочку (1). Далее подушечкой большого пальца закрываем нижнюю дырочку (2). Продолжаем закрывать дырочки, каждый раз используя среднюю фалангу и следя за тем, чтобы все отверстия были закрыты плотно. Когда все отверстия будут закрыты (9), мы получим нижнюю ноту гаммы. Конечно, можно было бы сразу зажать все дырочки и извлечь этот звук, но по опыту у новичка это не всегда получается, так как достаточно одного неплотно закрытого отверстия, чтобы звука не получилось. Полезно поиграть длинную нижнюю ноту, чтобы почувствовать правильное положение рук.
Теперь можно поиграть гамму последовательно отпуская пальцы.
Верхние звуки на дудуке могут немного завышаться, чтобы этого избежать, рекомендуют держать зажатыми пальцами правой руки нижние дырочки.


Второе упражнение - арпеджио. Исходная позиция - все дырочки плотно зажаты. Начинаем селективно поднимать пальцы по одному, при этом все остальные остаются на месте, то есть по-прежнему закрывают отверстия. Отверстия в данном случае будем считать только на верхней строне дудука, так как нижнее всегда будет закрыто. Считаем с ближней к трости дылрочки, обобзначим о1 (открытая первая), до закрытой мизинцем правой руки, о8 (открытая восьмая).

Итак, трезвучие: все закрыты - о7 - o7+o5 - o7+o5+o2 - o7+o5 - o7 - все закрыты.

Секстаккорд: все закрыты- o7 - o7+o4 - o7+o4+o2- o7+o4 - o7 - все закрыты.

Квартсекстаккорд: все закрыты- о6 - о6+о4 - о6+о4+о2 - о6+о4 - о6 - все закрыты.

В каждом из арпеджио последовательно поднимаются три пальца, которые затем в обратном порядке опускаются. Внимательно следим, чтобы все остальные пальцы оставались на своих местах и не смещались.

К сожалению, раздувания щек не избежать  Эстетика при этом, конечно, страдает, но нужна воздушная камера и кончик трости при этом как бы висит в воздухе, не касаясь дёсен.


Последний раз редактировалось: Sopilkar (Пн Сен 23, 2013 8:55 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 49
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Игра полутонов на дудуке

Сообщение автор Sopilkar в Пн Сен 23, 2013 8:54 pm

Marleg пишет:Так как отверстия на дудуке закрываются средней фалангой, то и приёмы игры полутонов свои. Можно приподнимать кончик пальца так, чтобы отверстие приоткрывалось наполовину, можно наоборот приподнимать основание пальца, чтобы отверстие было частично прикрыто той частью фаланги, которая ближе к ногтю. Можно поворачивать палец вокруг своей оси ("заваливать") или слегка сдвигать его вдоль дудука. Есть хорошее видео, где показывают общепринятый вариант игры полутонов:


Но этот вариант, как я уже сказала, не является единственно возможным. На практике нужно экспериментровать и подбирать способ для каждого полутона (то есть для каждого конкретного пальца) удобный именно Вам.

Самый простой полутон с участием большого пальца - приподнимается кончик.
С удовольствием отвечу на Ваши вопросы по дудуку. Когда вернусь домой, также постараюсь разместить здесь ноты для дудука, которые у меня есть.
avatar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 49
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Дудук - сокровище Кавказа

Сообщение автор literrary в Ср Дек 17, 2014 1:13 pm

а что за флейта в руках Билла в фильме kill Bill? Такая длинная трубка, но звук не дудуковый

literrary

Сообщения : 1
Очки : 4
Дата регистрации : 2014-12-17
Откуда : Поэсия литпортал

Посмотреть профиль http://stihi-poesia.forumsclub.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Дудук - сокровище Кавказа

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения