Системы записей ритмов для этнических ударных

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Системы записей ритмов для этнических ударных

Сообщение автор Sopilkar в Вт Окт 08, 2013 6:08 am

Часто люди, начинающие играть на дарбуке, не имеют музыкального образования. Что, конечно, совершенно нормально, поскольку сама история этого барабана писалась в арабских пустынях кочевниками, явно музыкальных училищ не заканчивавшими. =0)
Поэтому и записываются композиции для дарбуки (рика, джембе и им подобным) не с помощью нот (хотя это тоже вполне возможно!), а с помощью упрощенной записи. 
Ритмы записываются с использованием несложного обозначения для звуков, например:
Код:
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-D-tkT-D-tkT-tk
 , где
D — это Dum, низкий звук при ударе ладонью в центр барабана;
t — tek, не очень высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
k — ka, тот же tek, но для левой руки[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку].
T — Tek, высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
K — Ka, тот же высокий Tek, но для левой руки

Прописные буквы используются для передачи акцентированных ударов, строчные — для передачи обычных. Основу ритма составляют акцентированные (сильные) удары, в то время как более слабые удары являются декоративными, то есть «заполняют» ритм. 

Перед записью композиции или ритма в самой верхней строчке записывается строка, состоящая чаще всего из цифр и знаков + и -. Что же это такое? В традиционной системе записи так выглядит основная ритмическая сетка, внутри которой будет развиваться композиция. Цифры показывают, на сколько долей будет делиться такт (Чаще всего такт делится на четверти, это общая и европейская и арабская традиция, хотя с точки зрения чистой математики смешно, конечно, делить целый такт на три четверти - "3/4", или на пять четвертей - "5/4"), а плюсы и минусы показывают, на сколько будет дробиться каждая четверть (потому что в турецкой музыке, например, очень много орнаментации, которая образуется за счет большого количества мелких долей). 
Поэтому один и тот же размер может быть записан и так:
Код:
1 2 3 4         или так  1 + 2 + 3 + 4 +      или так  1 - + - 2 - + - 3 - + - 4 - + -
D T D T                  D - T - D - T -               D - - - T - - - D - - - T - - -
Конечно, понятно, что первый вариант записи гораздо удобнее использовать, когда в ритме используются только четверти, а последний - когда в ритме много заполнений. Например, 
Код:
1 - + - 2 - + - 3 - + - 4 - + -
D - k t k - B - k t k - D G D G
В этой записи цифры - это счет, плюсы - это счет с "и", а черточки - это промежутки между ними. Так как на барабане звук почти не имеет длительности, все это нужно для указания длительности пауз между звуками, и точного местоположения каждого звука внутри ритма. 

По поводу сильных и слабых долей - все так же очень относительно. В записи 4/4 сильные 1 и 3. Но разворачивая запись, оказывается, что 2 и 4 сильнее, чем "и" которые между ними, которые в свою очередь сильнее, чем вдохи, которые мы делаем между ними. То есть самые сильные на 1, относительно сильная доля - на 3, а самые слабые на черточках, а между ними еще есть плюсы, которые слабее чем 2 и 4.

Существует еще одна система записи ритмов, так называемая "модульная", разработанная Антонио Грамши. 
Подробнее о нем можно почитать у автора - [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ее отличие от стандартной системы в том, что дробление четвертей записывается не СПРАВА от основной доли, в ВНИЗ. Это заметно удобнее, если ритм не повторяет какую-то одну фигуру, а меняется из такта в такт, или когда В одном такте, допустим, удары редкие, а в другом начинается активная орнаментация, и длительностей много и они разные. Графически это можно изобразить так:
Код:
Стандартная система записи                                     Модульная система Грамши
1 - + - 2 - + - 3 - + - 4 - + -                                   1 2 3 4  
D - k t k - B - k t k - D G D G                                   D k k D
                                                               -  - - t G
                                                               +  k B k D
                                                               -  t - - G
Каждая из систем имеет свои достоинства и недостатки, каждая имеет своих поклонников и недругов. 
Но знать и понимать надо обе, поскольку сплошь и рядом в композициях эти две системы могут вполне мирно уживаться и дополнять друг друга. Например:
Код:
1-+-2-+-
DkkBkkBk
DkkBkkDD
      GG


Последний раз редактировалось: Sopilkar (Чт Окт 10, 2013 8:17 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
avatar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 49
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Системы записей ритмов для этнических ударных

Сообщение автор Sopilkar в Вт Окт 08, 2013 2:39 pm

В случае, если надо обозначить одновременный удар левой и правой рукой, то обычно эти удары пишут НАД базой, т.е. над общей строкой ритма. 

Код:

D--Bk-B-;
показывает, что вместе с первым D левая рука стучит одновременно k
avatar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 49
Откуда : Москва

Посмотреть профиль http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения