Этнические инструменты в классической и популярной музыке
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

Участников: 3

Перейти вниз

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию) Empty Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

Сообщение автор Sopilkar Ср Окт 23, 2013 9:21 am

Хорошие упражнения на развитие автономии рук:

Автономия рук:
Sopilkar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 56
Откуда : Москва

http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию) Empty Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

Сообщение автор Кирилл Пт Ноя 15, 2013 6:41 am

Одно из возможных продолжений этого упражнения. k=3= означает триоль k, растянутую на 2 четверти (пол-максума), то есть то же самое, что написал Павел:

Код:

D-B---B-D---B---    правая  
k-k-k-k-k-k-k-k-:x2
k=3=k=3=k=3=k=3=:x2
kkkkkkkkkkkkkkkk:x2
k=5=k=5=k=5=k=5=:x2
k=6=k=6=k=6=k=6=:x2
k=7=k=7=k=7=k=7=:x2
и сразу заново.
Это упражнение содержит элемент "мельницы", и, помимо рассинхронизации, хорошо развивает чувство ритма. Разрабатывается способность играть произвольную -оль, укладываясь в один и тот же интервал времени. Играть одновременно нечетную n-оль и дуоль несложно - надо всегда играть второй k после (n+1)/2 удара.

Еще одно заполнение Максума от Сергея Кузнецова:

Код:

DB-BD-B-DB-BD-B-
k-k-kk-k--kk-k--
        k

Кирилл
Чистая кварта
Чистая кварта

Сообщения : 28
Очки : 63
Дата регистрации : 2013-10-14

Вернуться к началу Перейти вниз

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию) Empty Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

Сообщение автор Кирилл Пт Ноя 15, 2013 8:40 am

В предыдущем посте я имел в виду, конечно, что k=3= растягивается на 2 восьмые (на четверть Максума, а не на половину).
Мне кажется, полезно для рассинхронизации еще поменять руки местами, то есть левой играть
Код:

G-P---P-G---P---
, а всю орнаментацию делать правой рукой теками.

Интерес представляет переход со строки с триолями к строке с шестнадцатыми. Поначалу в нем может быть сложно сохранить в точности один и тот же темп. Лучший способ это преодолеть - научиться воспринимать триоли и шестнадцатые одновременно.

Этому обычно уделяется меньше внимания, чем одновременной игре триолей и восьмых. Между тем, это не совсем не сложно, и открывает новую палитру ритмов. Можно начать с "дословной" игры по нотам:

Код:

t---t---t---    правая
k--k--k--k--    левая
На мой взгляд, это легче воспринимать как 3/4, то есть теки - как основные доли, а k - как орнаментацию. Легче, потому что между любыми двумя Теками есть один Ка. Причем в "квадратном" виде - по 4 шестнадцатых между Теками.
Время от времени можно переключаться на другой "режим" - не играть второй и четвертый k - получится известная триоль и дуоль. Когда получится переключаться между двумя режимами в реальном времени, и вы почувствуете, как они связаны, считайте, что вы научились играть триоли и шестнадцатые.

Далее попытайтесь переключиться на восприятие этого ритма как ритма на 4/4 (базовые доли - Ка, орнаментация - Теки). Скорее всего, у вас опять перестанет получаться! Правильно, потому что тут совсем другая система. Проще всего, на мой взгляд, переключиться на "джазовый" лад и воспринимать этот ритм как свингованный (по три триоли между Ка). Очень помогает проговаривать ритм голосом при игре с акцентами на Ка.

Когда начнет получаться, попытайтесь сделать особенный акцент на первой и третьей Ка (выделить дуоль из шестнадцатых). После этого попытайтесь добавить немного "рок'н'ролла" - сделать акцент вместо этого на второй и четвертой Ка (на слабых долях).

Когда все это у вас пошло, осталось только поменять партии рук местами и играть триоли левой (проделать все то же самое). Вообще говоря, это даже проще. Попробуйте в произвольный момент упражнения менять партии рук. Потом попытайтесь поменять партии внутри одного такта.

Итак, когда у вас это получится, вы: 1) хорошо рассинхронизуете руки; 2) сможете подыгрывать другим барабанщикам ритмы, играя "как бы" в 4/3 раза быстрее или медленнее (на самом деле просто воспринимать их базовые доли как "орнаментацию" в триолях, а самому переходить на "базу" в шестнадцатых, или наоборот). Если прислушаться, это именно то, что постоянно делают фанковые и джазовые барабанщики.

Кирилл
Чистая кварта
Чистая кварта

Сообщения : 28
Очки : 63
Дата регистрации : 2013-10-14

Вернуться к началу Перейти вниз

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию) Empty Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

Сообщение автор Кирилл Пт Ноя 15, 2013 10:09 am

Забыл важный момент. Когда начнет получаться воспринимать этот ритм как 4/4, играйте его долго в одном и том же темпе, попеременно воспринимая то как 3/4, то как 4/4. Внешне это может быть не слышно, это происходит чисто "внутри головы". Когда это начнет получаться свободно, исчезнут проблемы с вышеописанной "мельницей" в Максуме при переходе с k=3= на kkkk.

Кирилл
Чистая кварта
Чистая кварта

Сообщения : 28
Очки : 63
Дата регистрации : 2013-10-14

Вернуться к началу Перейти вниз

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию) Empty Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

Сообщение автор Кирилл Пт Ноя 15, 2013 11:48 am

Одним из примеров применяемости данной "триольно-шестнадцатовой" техники являются блюзовые брейки, которые нам предлагал Антонио. В итоге эти брейки были всеми отброшены и забыты по причине сложности, а зря. Там присутствует все та же проблема одновременного восприятия. При овладении этой техникой играть их становится проще, т.к. все встает на свои места. Вот часть этих брейков (*-щетка, 2 и 4 - удары Ка указательным и безымянным пальцем левой руки, соответственно):

Код:

*--*-**--*-*    правая
2-424-242-24: x4
24-424-242-4: x4
242-424-242-: x4
Как видим, каждые 4 такта в левой руке партия сдвигается на 1/16 вперед. Ситуация осложняется тем, что размер такта в правой руке осознается как 4/4, тогда как в левой - 3/4. Можно разучить это до автоматизма, чтобы пальцы сами играли то, что нужно, и при этом воспринимать это как единое целое (без возможности концентрации попеременно на одной из рук). А можно использовать "триольно-шестнадцатовую" технику.

Возьмем первую строку и выделим в ней акцентированные доли (за невозможностью выделять жирным шрифтом будем обозначать акцентированные 2 или 4 как K, хотя их нужно играть одним пальцем).

Код:

Ж--Ж-*Ж--Ж-*
K-42K-24K-24
Они образуют как бы триоли и шестнадцатые, с дополнениями между ними. Уберем эти дополнения и получим "голое" упражнение из предыдущего поста:

Код:

*--*--*--*--
2---4---2---
Если у вас не получается его играть, вернитесь к предыдущему посту и научитесь. Если получается, попробуйте добавить дополнение левой рукой:

Код:

Ж--Ж--Ж--Ж--
K-42K-24K-24
При этом не забывайте сохранять те же акценты, воспринимайте ритм так же, как "голый"! Удобнее его, наверное, воспринимать как 3/4. Однако в итоговом варианте базой считаются свингованные щетки в правой руке, поэтому нужно уметь воспринимать и как 4/4. После того, как вы долго поиграете это с сохранением акцентов, и будет уверенно получаться, добавьте в правой неакцентированную щетку:

Код:

Ж--Ж-*Ж--Ж-*
K-42K-24K-24
Вуаля! У вас получился первый брейк, с полным контролем в голове и возможностью сосредоточиться на партии каждой руки в отдельности. С остальными строчками поступаем так же.

Кирилл
Чистая кварта
Чистая кварта

Сообщения : 28
Очки : 63
Дата регистрации : 2013-10-14

Вернуться к началу Перейти вниз

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию) Empty Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

Сообщение автор Кирилл Пт Ноя 15, 2013 1:18 pm

Следующий этап рассинхронизации - исполнение разных других -олей разными руками. Например, триолей и квинтолей. Это несложно, если записать ноты:

Код:

t--t--t--t--t--    правая
k----k----k----    левая
Общее число долей, необходимое в такой записи, всегда равно наименьшему общему кратному двух -олей, в данном случае - 15. Здесь опять хорошо настроиться на "джазовый" лад, где базовые доли - теки (получаем свингованные k и размер 5/4). Сделать в уме базой Ка значительно сложнее, потому что придется делить расстояния между Ка на 5 частей, а это неквадратно.

Вообще, есть, как минимум, три способа играть (и воспринимать) одновременно некратные друг другу -оли. Первый способ - четко разделять такт на части с выбором -оли, которую воспринимать как базовую. Все вышеописанное относится к именно этому способу. Он годится только для малых чисел. Хотя бы одна из -олей должна быть дуолью, триолью или квартолью, иначе сложность резко повышается (приходится делить промежутки между базовыми долями на число долей, большее четырех).

Второй способ - добиться автоматизма игры -олей каждой рукой в отдельности в постоянном темпе (мельница), а потом просто совместить в быстром темпе. При этом можно не следить, чтобы отдельные удары делили в точной пропорции промежутки между ударами другой руки. Достоинство: можно играть большие нечетные -оли (например, ундецоль и квинтоль, т.е. 11 и 5). Недостаток: чтобы проверить, не сбился ли, нужно глазами прям смотреть на руку и считать, сколько раз она бьет.

Третий способ хорош тем, что с ним можно играть самые большие -оли, но ограничен тем, что это обязательно должна быть n-оль и n+1-оль (то есть 6 и 7, 7 и 8, 13 и 14 и т.д.). При этом за базу берется n-оль. Рассмотрим 7 и 8. База - септоль. Сначала бьют обе руки, затем вторая "восьмушка" "чуть-чуть" раньше второй септоли, третья "восьмушка" чуть-чуть раньше третьей септоли, но уже не настолько чуть-чуть, и т.д. С каждой септолью расстояние восьмушки до нее становится все больше, затем восьмушка становится ближе уже к предыдущей септоли. В конце концов она сольется с предыдущей септолью - это первая доля следующего такта. Главное в этом методе - считать септоли, чтобы понимать, когда руки должны сойтись, и какое примерно расстояние между септолями и восьмыми должно быть сейчас. Кроме начала и конца такта есть еще один ориентир в самом центре - между 4-й и 5-й септолью восьмая бьется точно посередине. Так бывает всегда, когда одновременно играется четная и нечетная -оль. При этом такт симметричен относительно середины (в нашем случае 5-й восьмой). Соответственно, можно увеличивать размерность -олей до тех пор, пока этих трех ориентиров хватает, чтобы не запутаться.

Вот случай с 7 и 8, для иллюстрации симметрии, а не чтобы играть по нотам (надо играть не по нотам буквально, а третим методом):

Код:

t------t------t------t------t------t------t------t------
k-------k-------k-------k-------k-------k-------k-------
Контролируемая точность попадания должна быть только на первой доле и пятой восьмой (точно посередине между септолями). Остальное приблизительно. Так можно добиться быстрого темпа.

Кирилл
Чистая кварта
Чистая кварта

Сообщения : 28
Очки : 63
Дата регистрации : 2013-10-14

Вернуться к началу Перейти вниз

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию) Empty Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

Сообщение автор Sopilkar Вс Ноя 17, 2013 6:23 pm

Спасибо большое Кирилл! огромная работа, и надеюсь, она будет полезна большинству наших коллег. Конечно, тем, кому хватит ума заглянуть на форум и прочитать твои рекомендации! Very Happy
Sopilkar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 56
Откуда : Москва

http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию) Empty Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

Сообщение автор technic Пн Ноя 18, 2013 11:00 am

Спасибо!
прочитать это дело образования хватило. Но осознать - умища побольше надо Smile Чувствую себя танкистом drunken 
technic
technic
Малая секста
Малая секста

Сообщения : 86
Очки : 160
Дата регистрации : 2013-09-16
Возраст : 48
Откуда : Вильнюс

Вернуться к началу Перейти вниз

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию) Empty Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

Сообщение автор Кирилл Пн Ноя 18, 2013 6:50 pm

Спасибо вам.
Павел, чтобы кто-то зашел, нужно придумать каналы продвижения. Скорее всего, все пишут о ритмах либо на форуме Этнобита, либо ВКонтакте (более вероятно). Можно, например, сказать на занятии, что выложишь домашку на форум, а потом проверить Smile
Technic, насколько непонятно то, что я написал? Наверное, это лучше показывать, а не писать словами. Ну на самом-то деле это несложно. Нужно просто параллельно чтению стучать это по чему-нибудь (дарбуке, столу...). Попробуйте сыграть это:
Код:

t---t---t---    правая
k--k--k--k--    левая,
выполняя упражнения, описанные в верхнем посте. Это то, что я сам учился играть по порядку.

Кстати, как раз в воскресенье Сергей Кузнецов говорил о важности переключения между триолями и шестнадцатыми. Это действительно много где используется (даже в восточной музыке, напр. соло Амани, правда там не одновременно) и звучит очень даже естественно.

Предлагаю ритмы для двух рук постить здесь, а для одной руки -  в соседнюю тему "Упражнения на акценты и счет" [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Там я выложил несколько ритмов, где триольно-шестнадцатовая техника очень кстати.

Кирилл
Чистая кварта
Чистая кварта

Сообщения : 28
Очки : 63
Дата регистрации : 2013-10-14

Вернуться к началу Перейти вниз

Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию) Empty Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)

Сообщение автор technic Вт Ноя 19, 2013 8:31 am

Написано понятно Smile
Кстати, вспомнил, что такое постукивание по столу мне показывала учительница по фортепиано
technic
technic
Малая секста
Малая секста

Сообщения : 86
Очки : 160
Дата регистрации : 2013-09-16
Возраст : 48
Откуда : Вильнюс

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения