Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)
Участников: 3
Этнические инструменты в классической и популярной музыке :: Этнические ударные инструменты :: Практика игры на ударных инструментах
Страница 1 из 1
Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)
Хорошие упражнения на развитие автономии рук:
- Автономия рук:
1--+--2--+--3--+--4--+--
D--T-----T--D-----T----- правая рука
k-k-k-k-k-k-k-k-k-k-k-k- левая рука
Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)
Одно из возможных продолжений этого упражнения. k=3= означает триоль k, растянутую на 2 четверти (пол-максума), то есть то же самое, что написал Павел:
Еще одно заполнение Максума от Сергея Кузнецова:
- Код:
D-B---B-D---B--- правая
k-k-k-k-k-k-k-k-:x2
k=3=k=3=k=3=k=3=:x2
kkkkkkkkkkkkkkkk:x2
k=5=k=5=k=5=k=5=:x2
k=6=k=6=k=6=k=6=:x2
k=7=k=7=k=7=k=7=:x2
и сразу заново.
Еще одно заполнение Максума от Сергея Кузнецова:
- Код:
DB-BD-B-DB-BD-B-
k-k-kk-k--kk-k--
k
Кирилл- Чистая кварта
- Сообщения : 28
Очки : 63
Дата регистрации : 2013-10-14
Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)
В предыдущем посте я имел в виду, конечно, что k=3= растягивается на 2 восьмые (на четверть Максума, а не на половину).
Мне кажется, полезно для рассинхронизации еще поменять руки местами, то есть левой играть
Интерес представляет переход со строки с триолями к строке с шестнадцатыми. Поначалу в нем может быть сложно сохранить в точности один и тот же темп. Лучший способ это преодолеть - научиться воспринимать триоли и шестнадцатые одновременно.
Этому обычно уделяется меньше внимания, чем одновременной игре триолей и восьмых. Между тем, это не совсем не сложно, и открывает новую палитру ритмов. Можно начать с "дословной" игры по нотам:
Время от времени можно переключаться на другой "режим" - не играть второй и четвертый k - получится известная триоль и дуоль. Когда получится переключаться между двумя режимами в реальном времени, и вы почувствуете, как они связаны, считайте, что вы научились играть триоли и шестнадцатые.
Далее попытайтесь переключиться на восприятие этого ритма как ритма на 4/4 (базовые доли - Ка, орнаментация - Теки). Скорее всего, у вас опять перестанет получаться! Правильно, потому что тут совсем другая система. Проще всего, на мой взгляд, переключиться на "джазовый" лад и воспринимать этот ритм как свингованный (по три триоли между Ка). Очень помогает проговаривать ритм голосом при игре с акцентами на Ка.
Когда начнет получаться, попытайтесь сделать особенный акцент на первой и третьей Ка (выделить дуоль из шестнадцатых). После этого попытайтесь добавить немного "рок'н'ролла" - сделать акцент вместо этого на второй и четвертой Ка (на слабых долях).
Когда все это у вас пошло, осталось только поменять партии рук местами и играть триоли левой (проделать все то же самое). Вообще говоря, это даже проще. Попробуйте в произвольный момент упражнения менять партии рук. Потом попытайтесь поменять партии внутри одного такта.
Итак, когда у вас это получится, вы: 1) хорошо рассинхронизуете руки; 2) сможете подыгрывать другим барабанщикам ритмы, играя "как бы" в 4/3 раза быстрее или медленнее (на самом деле просто воспринимать их базовые доли как "орнаментацию" в триолях, а самому переходить на "базу" в шестнадцатых, или наоборот). Если прислушаться, это именно то, что постоянно делают фанковые и джазовые барабанщики.
Мне кажется, полезно для рассинхронизации еще поменять руки местами, то есть левой играть
- Код:
G-P---P-G---P---
Интерес представляет переход со строки с триолями к строке с шестнадцатыми. Поначалу в нем может быть сложно сохранить в точности один и тот же темп. Лучший способ это преодолеть - научиться воспринимать триоли и шестнадцатые одновременно.
Этому обычно уделяется меньше внимания, чем одновременной игре триолей и восьмых. Между тем, это не совсем не сложно, и открывает новую палитру ритмов. Можно начать с "дословной" игры по нотам:
- Код:
t---t---t--- правая
k--k--k--k-- левая
Время от времени можно переключаться на другой "режим" - не играть второй и четвертый k - получится известная триоль и дуоль. Когда получится переключаться между двумя режимами в реальном времени, и вы почувствуете, как они связаны, считайте, что вы научились играть триоли и шестнадцатые.
Далее попытайтесь переключиться на восприятие этого ритма как ритма на 4/4 (базовые доли - Ка, орнаментация - Теки). Скорее всего, у вас опять перестанет получаться! Правильно, потому что тут совсем другая система. Проще всего, на мой взгляд, переключиться на "джазовый" лад и воспринимать этот ритм как свингованный (по три триоли между Ка). Очень помогает проговаривать ритм голосом при игре с акцентами на Ка.
Когда начнет получаться, попытайтесь сделать особенный акцент на первой и третьей Ка (выделить дуоль из шестнадцатых). После этого попытайтесь добавить немного "рок'н'ролла" - сделать акцент вместо этого на второй и четвертой Ка (на слабых долях).
Когда все это у вас пошло, осталось только поменять партии рук местами и играть триоли левой (проделать все то же самое). Вообще говоря, это даже проще. Попробуйте в произвольный момент упражнения менять партии рук. Потом попытайтесь поменять партии внутри одного такта.
Итак, когда у вас это получится, вы: 1) хорошо рассинхронизуете руки; 2) сможете подыгрывать другим барабанщикам ритмы, играя "как бы" в 4/3 раза быстрее или медленнее (на самом деле просто воспринимать их базовые доли как "орнаментацию" в триолях, а самому переходить на "базу" в шестнадцатых, или наоборот). Если прислушаться, это именно то, что постоянно делают фанковые и джазовые барабанщики.
Кирилл- Чистая кварта
- Сообщения : 28
Очки : 63
Дата регистрации : 2013-10-14
Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)
Забыл важный момент. Когда начнет получаться воспринимать этот ритм как 4/4, играйте его долго в одном и том же темпе, попеременно воспринимая то как 3/4, то как 4/4. Внешне это может быть не слышно, это происходит чисто "внутри головы". Когда это начнет получаться свободно, исчезнут проблемы с вышеописанной "мельницей" в Максуме при переходе с k=3= на kkkk.
Кирилл- Чистая кварта
- Сообщения : 28
Очки : 63
Дата регистрации : 2013-10-14
Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)
Одним из примеров применяемости данной "триольно-шестнадцатовой" техники являются блюзовые брейки, которые нам предлагал Антонио. В итоге эти брейки были всеми отброшены и забыты по причине сложности, а зря. Там присутствует все та же проблема одновременного восприятия. При овладении этой техникой играть их становится проще, т.к. все встает на свои места. Вот часть этих брейков (*-щетка, 2 и 4 - удары Ка указательным и безымянным пальцем левой руки, соответственно):
Возьмем первую строку и выделим в ней акцентированные доли (за невозможностью выделять жирным шрифтом будем обозначать акцентированные 2 или 4 как K, хотя их нужно играть одним пальцем).
- Код:
*--*-**--*-* правая
2-424-242-24: x4
24-424-242-4: x4
242-424-242-: x4
Возьмем первую строку и выделим в ней акцентированные доли (за невозможностью выделять жирным шрифтом будем обозначать акцентированные 2 или 4 как K, хотя их нужно играть одним пальцем).
- Код:
Ж--Ж-*Ж--Ж-*
K-42K-24K-24
- Код:
*--*--*--*--
2---4---2---
- Код:
Ж--Ж--Ж--Ж--
K-42K-24K-24
- Код:
Ж--Ж-*Ж--Ж-*
K-42K-24K-24
Кирилл- Чистая кварта
- Сообщения : 28
Очки : 63
Дата регистрации : 2013-10-14
Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)
Следующий этап рассинхронизации - исполнение разных других -олей разными руками. Например, триолей и квинтолей. Это несложно, если записать ноты:
Вообще, есть, как минимум, три способа играть (и воспринимать) одновременно некратные друг другу -оли. Первый способ - четко разделять такт на части с выбором -оли, которую воспринимать как базовую. Все вышеописанное относится к именно этому способу. Он годится только для малых чисел. Хотя бы одна из -олей должна быть дуолью, триолью или квартолью, иначе сложность резко повышается (приходится делить промежутки между базовыми долями на число долей, большее четырех).
Второй способ - добиться автоматизма игры -олей каждой рукой в отдельности в постоянном темпе (мельница), а потом просто совместить в быстром темпе. При этом можно не следить, чтобы отдельные удары делили в точной пропорции промежутки между ударами другой руки. Достоинство: можно играть большие нечетные -оли (например, ундецоль и квинтоль, т.е. 11 и 5). Недостаток: чтобы проверить, не сбился ли, нужно глазами прям смотреть на руку и считать, сколько раз она бьет.
Третий способ хорош тем, что с ним можно играть самые большие -оли, но ограничен тем, что это обязательно должна быть n-оль и n+1-оль (то есть 6 и 7, 7 и 8, 13 и 14 и т.д.). При этом за базу берется n-оль. Рассмотрим 7 и 8. База - септоль. Сначала бьют обе руки, затем вторая "восьмушка" "чуть-чуть" раньше второй септоли, третья "восьмушка" чуть-чуть раньше третьей септоли, но уже не настолько чуть-чуть, и т.д. С каждой септолью расстояние восьмушки до нее становится все больше, затем восьмушка становится ближе уже к предыдущей септоли. В конце концов она сольется с предыдущей септолью - это первая доля следующего такта. Главное в этом методе - считать септоли, чтобы понимать, когда руки должны сойтись, и какое примерно расстояние между септолями и восьмыми должно быть сейчас. Кроме начала и конца такта есть еще один ориентир в самом центре - между 4-й и 5-й септолью восьмая бьется точно посередине. Так бывает всегда, когда одновременно играется четная и нечетная -оль. При этом такт симметричен относительно середины (в нашем случае 5-й восьмой). Соответственно, можно увеличивать размерность -олей до тех пор, пока этих трех ориентиров хватает, чтобы не запутаться.
Вот случай с 7 и 8, для иллюстрации симметрии, а не чтобы играть по нотам (надо играть не по нотам буквально, а третим методом):
- Код:
t--t--t--t--t-- правая
k----k----k---- левая
Вообще, есть, как минимум, три способа играть (и воспринимать) одновременно некратные друг другу -оли. Первый способ - четко разделять такт на части с выбором -оли, которую воспринимать как базовую. Все вышеописанное относится к именно этому способу. Он годится только для малых чисел. Хотя бы одна из -олей должна быть дуолью, триолью или квартолью, иначе сложность резко повышается (приходится делить промежутки между базовыми долями на число долей, большее четырех).
Второй способ - добиться автоматизма игры -олей каждой рукой в отдельности в постоянном темпе (мельница), а потом просто совместить в быстром темпе. При этом можно не следить, чтобы отдельные удары делили в точной пропорции промежутки между ударами другой руки. Достоинство: можно играть большие нечетные -оли (например, ундецоль и квинтоль, т.е. 11 и 5). Недостаток: чтобы проверить, не сбился ли, нужно глазами прям смотреть на руку и считать, сколько раз она бьет.
Третий способ хорош тем, что с ним можно играть самые большие -оли, но ограничен тем, что это обязательно должна быть n-оль и n+1-оль (то есть 6 и 7, 7 и 8, 13 и 14 и т.д.). При этом за базу берется n-оль. Рассмотрим 7 и 8. База - септоль. Сначала бьют обе руки, затем вторая "восьмушка" "чуть-чуть" раньше второй септоли, третья "восьмушка" чуть-чуть раньше третьей септоли, но уже не настолько чуть-чуть, и т.д. С каждой септолью расстояние восьмушки до нее становится все больше, затем восьмушка становится ближе уже к предыдущей септоли. В конце концов она сольется с предыдущей септолью - это первая доля следующего такта. Главное в этом методе - считать септоли, чтобы понимать, когда руки должны сойтись, и какое примерно расстояние между септолями и восьмыми должно быть сейчас. Кроме начала и конца такта есть еще один ориентир в самом центре - между 4-й и 5-й септолью восьмая бьется точно посередине. Так бывает всегда, когда одновременно играется четная и нечетная -оль. При этом такт симметричен относительно середины (в нашем случае 5-й восьмой). Соответственно, можно увеличивать размерность -олей до тех пор, пока этих трех ориентиров хватает, чтобы не запутаться.
Вот случай с 7 и 8, для иллюстрации симметрии, а не чтобы играть по нотам (надо играть не по нотам буквально, а третим методом):
- Код:
t------t------t------t------t------t------t------t------
k-------k-------k-------k-------k-------k-------k-------
Кирилл- Чистая кварта
- Сообщения : 28
Очки : 63
Дата регистрации : 2013-10-14
Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)
Спасибо большое Кирилл! огромная работа, и надеюсь, она будет полезна большинству наших коллег. Конечно, тем, кому хватит ума заглянуть на форум и прочитать твои рекомендации!
Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)
Спасибо!
прочитать это дело образования хватило. Но осознать - умища побольше надо Чувствую себя танкистом
прочитать это дело образования хватило. Но осознать - умища побольше надо Чувствую себя танкистом
technic- Малая секста
- Сообщения : 86
Очки : 160
Дата регистрации : 2013-09-16
Возраст : 49
Откуда : Вильнюс
Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)
Спасибо вам.
Павел, чтобы кто-то зашел, нужно придумать каналы продвижения. Скорее всего, все пишут о ритмах либо на форуме Этнобита, либо ВКонтакте (более вероятно). Можно, например, сказать на занятии, что выложишь домашку на форум, а потом проверить
Technic, насколько непонятно то, что я написал? Наверное, это лучше показывать, а не писать словами. Ну на самом-то деле это несложно. Нужно просто параллельно чтению стучать это по чему-нибудь (дарбуке, столу...). Попробуйте сыграть это:
Кстати, как раз в воскресенье Сергей Кузнецов говорил о важности переключения между триолями и шестнадцатыми. Это действительно много где используется (даже в восточной музыке, напр. соло Амани, правда там не одновременно) и звучит очень даже естественно.
Предлагаю ритмы для двух рук постить здесь, а для одной руки - в соседнюю тему "Упражнения на акценты и счет" [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Там я выложил несколько ритмов, где триольно-шестнадцатовая техника очень кстати.
Павел, чтобы кто-то зашел, нужно придумать каналы продвижения. Скорее всего, все пишут о ритмах либо на форуме Этнобита, либо ВКонтакте (более вероятно). Можно, например, сказать на занятии, что выложишь домашку на форум, а потом проверить
Technic, насколько непонятно то, что я написал? Наверное, это лучше показывать, а не писать словами. Ну на самом-то деле это несложно. Нужно просто параллельно чтению стучать это по чему-нибудь (дарбуке, столу...). Попробуйте сыграть это:
- Код:
t---t---t--- правая
k--k--k--k-- левая,
Кстати, как раз в воскресенье Сергей Кузнецов говорил о важности переключения между триолями и шестнадцатыми. Это действительно много где используется (даже в восточной музыке, напр. соло Амани, правда там не одновременно) и звучит очень даже естественно.
Предлагаю ритмы для двух рук постить здесь, а для одной руки - в соседнюю тему "Упражнения на акценты и счет" [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Там я выложил несколько ритмов, где триольно-шестнадцатовая техника очень кстати.
Кирилл- Чистая кварта
- Сообщения : 28
Очки : 63
Дата регистрации : 2013-10-14
Re: Упражнения на автономию рук (рассинхронизацию)
Написано понятно
Кстати, вспомнил, что такое постукивание по столу мне показывала учительница по фортепиано
Кстати, вспомнил, что такое постукивание по столу мне показывала учительница по фортепиано
technic- Малая секста
- Сообщения : 86
Очки : 160
Дата регистрации : 2013-09-16
Возраст : 49
Откуда : Вильнюс
Этнические инструменты в классической и популярной музыке :: Этнические ударные инструменты :: Практика игры на ударных инструментах
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Фев 08, 2023 4:14 pm автор literrary
» Звучи, моя свирель - Грай сопілко, грай
Сб Сен 08, 2018 10:18 am автор literrary
» Видео НЕнашего выступления
Сб Сен 08, 2018 10:16 am автор literrary
» Музыкальные строи
Вс Окт 04, 2015 6:29 pm автор Sopilkar
» Игра на сопилке: с чего начать?
Сб Окт 03, 2015 8:35 am автор Sopilkar
» Гармония звука. Мастера обмана.
Ср Сен 16, 2015 10:54 am автор Sopilkar
» "Год Лады" - обсуждение диска
Ср Сен 16, 2015 6:38 am автор Sopilkar
» репертуар для калимбы
Пн Сен 14, 2015 8:26 pm автор pev
» Альбом музыки для кены, ударных и электроники "Integer"
Пн Сен 14, 2015 2:58 pm автор Sopilkar