Ирландский вистл — Tin Whistle
Участников: 2
Этнические инструменты в классической и популярной музыке :: Этнические духовые инструменты :: Вистл (tin whistle) - английская флейта для ирландской музыки =0)
Страница 1 из 1
Ирландский вистл — Tin Whistle

Инструмент, теперь известный среди ирландских музыкантов как tinwhistle, whistle, или tinflute, имеет длинную родословную в исторической летописи народной музыки.
Впервые подобные дудки были известны в Китае, около 5000 лет назад. В Европу их конструкция попала примерно в 11 веке. Самые старые сохранившиеся экземпляры — костяные вистлы 12-ого столетия, недавно обнаруженные при раскопках Высокой улицы в старом нормандском квартале Дублина.
Различные типы свистковых флейт, которые были прародителями современного tinwhistle, часто упоминаются в историях и в законах, управляющих древним ирландским обществом. Существует рассказ, в котором Ailen, предводитель волшебного племени Tuatha de Danann, использует feadan, чтобы разбудить жителей дворца Верховного Короля в Tara, чтобы тот мог выполнить свою «Месть В Канун Ноября», проводимую ежегодно (остаётся только догадываться, что это за мероприятие).
Игроки на feadan также упоминаюся в повествовании о Короле Ирландии, найденном в Судебных Законах, датируемых третьим столетием нашей эры.
В поэме 12-ого столетия упоминаются cuisleannach (исполнители) на cuisle или дудках) часто присутствующие на ярмарках ещё в дохристианский период. Однако сам поэт описывает их довольно неодобрительно (возможно, в силу лишь личной неприязни, или всё-таки из-за их игры).
Более одобрительное отношение к cuisle высказзывается переводчиком 12-ого столетия вAcallam na Senorach, сравнивающим этот инструмент с тембром и звуком голоса девушки.
Одно из самых интересных упоминаний даёт поэма, найденная в древнем городе Teach Miodhchuarta. В ней содержатся описания королевских банкетов в Tara;cuisleannach отнесены в то же самое подразделение, что и кузнецы, изготовители доспехов, жонглеры, сапожники, рыбаки (короче, простой люд, ремесленники), и названы их социальными соотечественниками.
Благодаря исследованим ученых 19-ого столетия стало возможным некоторое понимание того, чем же были эти различные «музыкальные трубки», которые процветали в то время.
Оба названия инструмента - feadan (также называемый feadog) и cuisle (cuiseach), относятся к «дудке, трубе, артерии, вене», которые делались из выгнутых стеблей растений типа тростника и других трав, (дополнительное значение feadan - «полая палка»).
Изготовитель uilleann pipes (ирландских волынок) Патрик Эннеллай из Чикаго вспоминал, что, будучи мальчиком в Мейо, он часто делал музыкальные инструменты из соломы зрелого овса, просто удаляя сердцевину стебля, и затем формируя свисток и отверстия для пальцев перочинным ножом.
Скорее всего, основные принципы устройства таких инструментов были обнаружены довольно рано многими людьми. Позже, когда технология обработки продвинулась вперёд, стали использоваться более долговечные материалы типа древесины и кости, а так же различные конструкции свистка, для извлечения звука в инструментах были изобретены язычки и трости.
Высеченные на камнях рисунки 9-11 столетий показывают эти флейты прямыми, или иногда немного изогнутыми у основании. Они обладали узким коническим каналом, который расширялся к основанию, и имели длину примерно 14 или 24 дюйма.
Изготавливаемые в настоящее время вистлы в тональности Bb (си-бемоль) (на два тона ниже «стандатной» тональности D) составляют 14.3/4 дюймов в длину, это предполагаемый, но это не досконально точный строй тогдашних feadog или cuisle.
Гармонические и, возможно, «overblowed», т.е. «передутые» ноты, использовались, как и для подобных типов простых флейт во всем мире.
Продольные представители семейства флейт, найденные сначала в средневековой Бретани и Ирландии, позже были также обнаружены в Сомерсете и Маунтутшире, Англия. Две, сделанные из кости оленя, дудки имели пять верхних отверстий; одна имела два нижних отверстия для больших пальцев, в то время как другая дудка имела только одно. Одна дудка обладала диапазоном в полторы октавы, вторая — две с половиной октавы. Эти инструменты были реставрированы до рабочего состояния, и обнаружилось, что они дают диатонический звукоряд (как современные tinwhistle). Это свидетельствует о том, что в те времена на таких инструментах можно было играть несложные мелодии.

whistleСовременный tinwhistle принадлежит к разновидности музыкальных инструментов, называющихся (в западной традиции) flageolets — флажолетами, известным примером которого является блокфлейта. Чтобы отличить эти инструменты по устройству от других флейт так же используется теермин «свистковая флейта» или «fipple-flute«. Хочется обратить внимание, что теперь flageolet»омназывается свистковая флейта, имеющая четыре верхних и два нижних отверстия, одно из которых — октавное.
Fipple (свисток, фиппл) — устройство, сформированное маленьким блоком, обычно из дерева, закрывающим канал флейты с верхнего конца и формирующего воздушный канал, по корому воздух попадает на лезвие свистка; в некоторых случаях этот деревянный блок не изготавливается отдельно, а является неотъемлемой частью свистка.
Fipples в средневековых костяных флейтах были сделаны из глины. Создавалось узкое пространство в виде щели между фипплом и внутренней стенкой инструмента.
Воздушный поток, формируемый исполнителем, направляется этой системой на острый край дудки сразу за фипплом, таким образом производя звук. Этот тип флейты с продольным воздушным каналом стал известен в Европе в 11 столетии, и, согласно музыковедам, существует сегодня в различных формах во всем мире.
В начале 19 века английский whistle окончательно оформился как инструмент с шестью игровыми отверстиями. Некоторые whistles всё же имели традиционное отверстие для большого пальца, однако техника передувания позволила с успехом обходиться и без него.
Дальше я просто обязан рассказать о человеке, который сделал вистл тем, чем он сейчас является - tin-whistle.
История Роберта Кларка
Роберт Кларк жил и работал на ферме в маленькой деревушке Кони Уэстон, что в Англии, простым чернорабочим. Он был талантливым музыкантом, и при всяком удобном случае неплохо играл на деревянном вистле. Может именно из-за этого, а может и по другой причине, но в 1843 году хозяин фермы обвинил его в недобропорядочности, и уволил беднягу.
Роберту пришлось искать способ, как зарабатывать себе на хлеб, да ещё и содержать семью.
Тогда он и заинтересовался возможностью изготовления вистла из металла, наподобие имевшегося у него деревянного. Почему из металла? А спросите современных изготовителей вистлов из дерева, почему они так дороги?
Роберт узнал о существовании нового материала — «tinplate», то есть белой жести. Так называли стальные листы, покрытые оловом. Олово препятствовало коррозии стали, да и вообще улучшало эстетические свойства материала.
Кларк отправился к знакомому кузнецу, и спросил, можно ли достать tinplate, и как сделать из жести дудочку «…как вот эта, деревянная»? Не видя в этом трудности, кузнец помог (а когда это ребята не помогали?), и у Роберта получилась неплохой инструмент. Причем, настолько неплохой, что он решил начать бизнес по изготовлениюtin-whistle!
Его родная деревня не была местом, где можно было открыть настоящее дело. Поэтому Кларк, собрав инструменты и прочий скарб, погрузил всё это в тележку, и, вместе с сыном (кстати, тоже Робертом) отправился в Ланкашир, где, как ему сказали, «есть, где развернуться».
Так шли они, толкая тележку перед собой от Кони Уэстон аж до самого Манчестера.

Когда по пути встречались деревни и городишки, где был рынок, Кларк останавливался там и делал тин-вистлы, чтобы тут же продать. При всех он мастерил свои дудочки и тут же играл на них. Говорят, гудящий рынок замирал и слушал, как наш герой играет свою любимую мелодию «Danny Boy«.
Иногда ему встречались ирландские чернорабочие, что строили железные дороги и каналы, и он продавал вистлы им — ведь просил Роберт немного, и практически каждый мог купить для себя этот незатейливый музыкальный инструмент. Так тин-вистлы попали в Ирландию, и скоро стали самым любимым ирландским народным инструментом.
Достигнув Манчестера, Роберт Кларк организовал фабрику, и вскоре стал преуспевающим производителем. Позже он отстроил новую, настоящую фабрику, два

дома, да ещё и церковь в близлежащей деревушке Нью-Мостон. К тому времени он был уже довольно богатым человеком…
До сих пор The Clarke Tinwhistle Company производит вистлы, и до сих пор они доступны практически каждому. Вистл, возможно, один из самых недорогих и простых музыкальных инструментов. Свои первые вистлы Кларк называл «Meg», это викторианское слово означает монету в пол-пенни, — именно за это сумму можно было приобрести инструмент у Роберта.
Теперешняя модель «Meg» выпускается в память о тех днях, и теперь это самый дешёвый (но далеко не самый худший) вистл в мире.
Ты можешь купить себе такой, или даже первоначальный вариант — Clarke Original, и прикоснуться к истории Роберта Кларка — человека, делавшего инструменты для народа…
Статья взята с сайта www.tinwhistle.ru
Автор: Павел »Slayer» Сороколетов
Впервые подобные дудки были известны в Китае, около 5000 лет назад. В Европу их конструкция попала примерно в 11 веке. Самые старые сохранившиеся экземпляры — костяные вистлы 12-ого столетия, недавно обнаруженные при раскопках Высокой улицы в старом нормандском квартале Дублина.
Различные типы свистковых флейт, которые были прародителями современного tinwhistle, часто упоминаются в историях и в законах, управляющих древним ирландским обществом. Существует рассказ, в котором Ailen, предводитель волшебного племени Tuatha de Danann, использует feadan, чтобы разбудить жителей дворца Верховного Короля в Tara, чтобы тот мог выполнить свою «Месть В Канун Ноября», проводимую ежегодно (остаётся только догадываться, что это за мероприятие).
Игроки на feadan также упоминаюся в повествовании о Короле Ирландии, найденном в Судебных Законах, датируемых третьим столетием нашей эры.
В поэме 12-ого столетия упоминаются cuisleannach (исполнители) на cuisle или дудках) часто присутствующие на ярмарках ещё в дохристианский период. Однако сам поэт описывает их довольно неодобрительно (возможно, в силу лишь личной неприязни, или всё-таки из-за их игры).
Более одобрительное отношение к cuisle высказзывается переводчиком 12-ого столетия вAcallam na Senorach, сравнивающим этот инструмент с тембром и звуком голоса девушки.
Одно из самых интересных упоминаний даёт поэма, найденная в древнем городе Teach Miodhchuarta. В ней содержатся описания королевских банкетов в Tara;cuisleannach отнесены в то же самое подразделение, что и кузнецы, изготовители доспехов, жонглеры, сапожники, рыбаки (короче, простой люд, ремесленники), и названы их социальными соотечественниками.
Благодаря исследованим ученых 19-ого столетия стало возможным некоторое понимание того, чем же были эти различные «музыкальные трубки», которые процветали в то время.
Оба названия инструмента - feadan (также называемый feadog) и cuisle (cuiseach), относятся к «дудке, трубе, артерии, вене», которые делались из выгнутых стеблей растений типа тростника и других трав, (дополнительное значение feadan - «полая палка»).
Изготовитель uilleann pipes (ирландских волынок) Патрик Эннеллай из Чикаго вспоминал, что, будучи мальчиком в Мейо, он часто делал музыкальные инструменты из соломы зрелого овса, просто удаляя сердцевину стебля, и затем формируя свисток и отверстия для пальцев перочинным ножом.
Скорее всего, основные принципы устройства таких инструментов были обнаружены довольно рано многими людьми. Позже, когда технология обработки продвинулась вперёд, стали использоваться более долговечные материалы типа древесины и кости, а так же различные конструкции свистка, для извлечения звука в инструментах были изобретены язычки и трости.
Высеченные на камнях рисунки 9-11 столетий показывают эти флейты прямыми, или иногда немного изогнутыми у основании. Они обладали узким коническим каналом, который расширялся к основанию, и имели длину примерно 14 или 24 дюйма.
Изготавливаемые в настоящее время вистлы в тональности Bb (си-бемоль) (на два тона ниже «стандатной» тональности D) составляют 14.3/4 дюймов в длину, это предполагаемый, но это не досконально точный строй тогдашних feadog или cuisle.
Гармонические и, возможно, «overblowed», т.е. «передутые» ноты, использовались, как и для подобных типов простых флейт во всем мире.
Продольные представители семейства флейт, найденные сначала в средневековой Бретани и Ирландии, позже были также обнаружены в Сомерсете и Маунтутшире, Англия. Две, сделанные из кости оленя, дудки имели пять верхних отверстий; одна имела два нижних отверстия для больших пальцев, в то время как другая дудка имела только одно. Одна дудка обладала диапазоном в полторы октавы, вторая — две с половиной октавы. Эти инструменты были реставрированы до рабочего состояния, и обнаружилось, что они дают диатонический звукоряд (как современные tinwhistle). Это свидетельствует о том, что в те времена на таких инструментах можно было играть несложные мелодии.

whistle
Fipple (свисток, фиппл) — устройство, сформированное маленьким блоком, обычно из дерева, закрывающим канал флейты с верхнего конца и формирующего воздушный канал, по корому воздух попадает на лезвие свистка; в некоторых случаях этот деревянный блок не изготавливается отдельно, а является неотъемлемой частью свистка.
Fipples в средневековых костяных флейтах были сделаны из глины. Создавалось узкое пространство в виде щели между фипплом и внутренней стенкой инструмента.
Воздушный поток, формируемый исполнителем, направляется этой системой на острый край дудки сразу за фипплом, таким образом производя звук. Этот тип флейты с продольным воздушным каналом стал известен в Европе в 11 столетии, и, согласно музыковедам, существует сегодня в различных формах во всем мире.
В начале 19 века английский whistle окончательно оформился как инструмент с шестью игровыми отверстиями. Некоторые whistles всё же имели традиционное отверстие для большого пальца, однако техника передувания позволила с успехом обходиться и без него.
Дальше я просто обязан рассказать о человеке, который сделал вистл тем, чем он сейчас является - tin-whistle.
История Роберта Кларка
Роберт Кларк жил и работал на ферме в маленькой деревушке Кони Уэстон, что в Англии, простым чернорабочим. Он был талантливым музыкантом, и при всяком удобном случае неплохо играл на деревянном вистле. Может именно из-за этого, а может и по другой причине, но в 1843 году хозяин фермы обвинил его в недобропорядочности, и уволил беднягу.
Роберту пришлось искать способ, как зарабатывать себе на хлеб, да ещё и содержать семью.
Тогда он и заинтересовался возможностью изготовления вистла из металла, наподобие имевшегося у него деревянного. Почему из металла? А спросите современных изготовителей вистлов из дерева, почему они так дороги?

Кларк отправился к знакомому кузнецу, и спросил, можно ли достать tinplate, и как сделать из жести дудочку «…как вот эта, деревянная»? Не видя в этом трудности, кузнец помог (а когда это ребята не помогали?), и у Роберта получилась неплохой инструмент. Причем, настолько неплохой, что он решил начать бизнес по изготовлениюtin-whistle!
Его родная деревня не была местом, где можно было открыть настоящее дело. Поэтому Кларк, собрав инструменты и прочий скарб, погрузил всё это в тележку, и, вместе с сыном (кстати, тоже Робертом) отправился в Ланкашир, где, как ему сказали, «есть, где развернуться».
Так шли они, толкая тележку перед собой от Кони Уэстон аж до самого Манчестера.

Когда по пути встречались деревни и городишки, где был рынок, Кларк останавливался там и делал тин-вистлы, чтобы тут же продать. При всех он мастерил свои дудочки и тут же играл на них. Говорят, гудящий рынок замирал и слушал, как наш герой играет свою любимую мелодию «Danny Boy«.
Иногда ему встречались ирландские чернорабочие, что строили железные дороги и каналы, и он продавал вистлы им — ведь просил Роберт немного, и практически каждый мог купить для себя этот незатейливый музыкальный инструмент. Так тин-вистлы попали в Ирландию, и скоро стали самым любимым ирландским народным инструментом.
Достигнув Манчестера, Роберт Кларк организовал фабрику, и вскоре стал преуспевающим производителем. Позже он отстроил новую, настоящую фабрику, два

дома, да ещё и церковь в близлежащей деревушке Нью-Мостон. К тому времени он был уже довольно богатым человеком…
До сих пор The Clarke Tinwhistle Company производит вистлы, и до сих пор они доступны практически каждому. Вистл, возможно, один из самых недорогих и простых музыкальных инструментов. Свои первые вистлы Кларк называл «Meg», это викторианское слово означает монету в пол-пенни, — именно за это сумму можно было приобрести инструмент у Роберта.
Теперешняя модель «Meg» выпускается в память о тех днях, и теперь это самый дешёвый (но далеко не самый худший) вистл в мире.
Ты можешь купить себе такой, или даже первоначальный вариант — Clarke Original, и прикоснуться к истории Роберта Кларка — человека, делавшего инструменты для народа…
Статья взята с сайта www.tinwhistle.ru
Автор: Павел »Slayer» Сороколетов
Re: Ирландский вистл — Tin Whistle
Поучительнейшая история о том, как любовь к музыке, умение мастерить и желание что-то изменить могут привести к самому неожиданному успеху. Вот не уволь его хозяин, так бы и горбатился до конца жизни чернорабочим.
А виной всему - простая дудочка
А виной всему - простая дудочка
technic- Малая секста
- Сообщения : 86
Очки : 160
Дата регистрации : 2013-09-16
Возраст : 47
Откуда : Вильнюс
Этнические инструменты в классической и популярной музыке :: Этнические духовые инструменты :: Вистл (tin whistle) - английская флейта для ирландской музыки =0)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
» Звучи, моя свирель - Грай сопілко, грай
» Видео НЕнашего выступления
» Музыкальные строи
» Игра на сопилке: с чего начать?
» Гармония звука. Мастера обмана.
» "Год Лады" - обсуждение диска
» репертуар для калимбы
» Альбом музыки для кены, ударных и электроники "Integer"