Системы записей ритмов для этнических ударных
Этнические инструменты в классической и популярной музыке :: Этнические ударные инструменты :: Дарбука
Страница 1 из 1
Системы записей ритмов для этнических ударных
Часто люди, начинающие играть на дарбуке, не имеют музыкального образования. Что, конечно, совершенно нормально, поскольку сама история этого барабана писалась в арабских пустынях кочевниками, явно музыкальных училищ не заканчивавшими. =0)
Поэтому и записываются композиции для дарбуки (рика, джембе и им подобным) не с помощью нот (хотя это тоже вполне возможно!), а с помощью упрощенной записи.
Ритмы записываются с использованием несложного обозначения для звуков, например:
D — это Dum, низкий звук при ударе ладонью в центр барабана;
t — tek, не очень высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
k — ka, тот же tek, но для левой руки11].
T — Tek, высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
K — Ka, тот же высокий Tek, но для левой руки
Прописные буквы используются для передачи акцентированных ударов, строчные — для передачи обычных. Основу ритма составляют акцентированные (сильные) удары, в то время как более слабые удары являются декоративными, то есть «заполняют» ритм.
Перед записью композиции или ритма в самой верхней строчке записывается строка, состоящая чаще всего из цифр и знаков + и -. Что же это такое? В традиционной системе записи так выглядит основная ритмическая сетка, внутри которой будет развиваться композиция. Цифры показывают, на сколько долей будет делиться такт (Чаще всего такт делится на четверти, это общая и европейская и арабская традиция, хотя с точки зрения чистой математики смешно, конечно, делить целый такт на три четверти - "3/4", или на пять четвертей - "5/4"), а плюсы и минусы показывают, на сколько будет дробиться каждая четверть (потому что в турецкой музыке, например, очень много орнаментации, которая образуется за счет большого количества мелких долей).
Поэтому один и тот же размер может быть записан и так:
По поводу сильных и слабых долей - все так же очень относительно. В записи 4/4 сильные 1 и 3. Но разворачивая запись, оказывается, что 2 и 4 сильнее, чем "и" которые между ними, которые в свою очередь сильнее, чем вдохи, которые мы делаем между ними. То есть самые сильные на 1, относительно сильная доля - на 3, а самые слабые на черточках, а между ними еще есть плюсы, которые слабее чем 2 и 4.
Существует еще одна система записи ритмов, так называемая "модульная", разработанная Антонио Грамши.
Подробнее о нем можно почитать у автора - [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ее отличие от стандартной системы в том, что дробление четвертей записывается не СПРАВА от основной доли, в ВНИЗ. Это заметно удобнее, если ритм не повторяет какую-то одну фигуру, а меняется из такта в такт, или когда В одном такте, допустим, удары редкие, а в другом начинается активная орнаментация, и длительностей много и они разные. Графически это можно изобразить так:
Но знать и понимать надо обе, поскольку сплошь и рядом в композициях эти две системы могут вполне мирно уживаться и дополнять друг друга. Например:
Поэтому и записываются композиции для дарбуки (рика, джембе и им подобным) не с помощью нот (хотя это тоже вполне возможно!), а с помощью упрощенной записи.
Ритмы записываются с использованием несложного обозначения для звуков, например:
- Код:
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-D-tkT-D-tkT-tk
D — это Dum, низкий звук при ударе ладонью в центр барабана;
t — tek, не очень высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
k — ka, тот же tek, но для левой руки11].
T — Tek, высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
K — Ka, тот же высокий Tek, но для левой руки
Прописные буквы используются для передачи акцентированных ударов, строчные — для передачи обычных. Основу ритма составляют акцентированные (сильные) удары, в то время как более слабые удары являются декоративными, то есть «заполняют» ритм.
Перед записью композиции или ритма в самой верхней строчке записывается строка, состоящая чаще всего из цифр и знаков + и -. Что же это такое? В традиционной системе записи так выглядит основная ритмическая сетка, внутри которой будет развиваться композиция. Цифры показывают, на сколько долей будет делиться такт (Чаще всего такт делится на четверти, это общая и европейская и арабская традиция, хотя с точки зрения чистой математики смешно, конечно, делить целый такт на три четверти - "3/4", или на пять четвертей - "5/4"), а плюсы и минусы показывают, на сколько будет дробиться каждая четверть (потому что в турецкой музыке, например, очень много орнаментации, которая образуется за счет большого количества мелких долей).
Поэтому один и тот же размер может быть записан и так:
- Код:
1 2 3 4 или так 1 + 2 + 3 + 4 + или так 1 - + - 2 - + - 3 - + - 4 - + -
D T D T D - T - D - T - D - - - T - - - D - - - T - - -
- Код:
1 - + - 2 - + - 3 - + - 4 - + -
D - k t k - B - k t k - D G D G
По поводу сильных и слабых долей - все так же очень относительно. В записи 4/4 сильные 1 и 3. Но разворачивая запись, оказывается, что 2 и 4 сильнее, чем "и" которые между ними, которые в свою очередь сильнее, чем вдохи, которые мы делаем между ними. То есть самые сильные на 1, относительно сильная доля - на 3, а самые слабые на черточках, а между ними еще есть плюсы, которые слабее чем 2 и 4.
Существует еще одна система записи ритмов, так называемая "модульная", разработанная Антонио Грамши.
Подробнее о нем можно почитать у автора - [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ее отличие от стандартной системы в том, что дробление четвертей записывается не СПРАВА от основной доли, в ВНИЗ. Это заметно удобнее, если ритм не повторяет какую-то одну фигуру, а меняется из такта в такт, или когда В одном такте, допустим, удары редкие, а в другом начинается активная орнаментация, и длительностей много и они разные. Графически это можно изобразить так:
- Код:
Стандартная система записи Модульная система Грамши
1 - + - 2 - + - 3 - + - 4 - + - 1 2 3 4
D - k t k - B - k t k - D G D G D k k D
- - - t G
+ k B k D
- t - - G
Но знать и понимать надо обе, поскольку сплошь и рядом в композициях эти две системы могут вполне мирно уживаться и дополнять друг друга. Например:
- Код:
1-+-2-+-
DkkBkkBk
DkkBkkDD
GG
Последний раз редактировалось: Sopilkar (Чт Окт 10, 2013 8:17 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Re: Системы записей ритмов для этнических ударных
В случае, если надо обозначить одновременный удар левой и правой рукой, то обычно эти удары пишут НАД базой, т.е. над общей строкой ритма.
показывает, что вместе с первым D левая рука стучит одновременно k
Код: |
k D--Bk-B-; |
Похожие темы
» Альбом музыки для кены, ударных и электроники "Integer"
» Генераторы и плееры ритмов
» МОДУЛЬНАЯ ЗАПИСЬ РИТМОВ Антонио ГрАмши
» Генераторы и плееры ритмов
» МОДУЛЬНАЯ ЗАПИСЬ РИТМОВ Антонио ГрАмши
Этнические инструменты в классической и популярной музыке :: Этнические ударные инструменты :: Дарбука
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Фев 08, 2023 4:14 pm автор literrary
» Звучи, моя свирель - Грай сопілко, грай
Сб Сен 08, 2018 10:18 am автор literrary
» Видео НЕнашего выступления
Сб Сен 08, 2018 10:16 am автор literrary
» Музыкальные строи
Вс Окт 04, 2015 6:29 pm автор Sopilkar
» Игра на сопилке: с чего начать?
Сб Окт 03, 2015 8:35 am автор Sopilkar
» Гармония звука. Мастера обмана.
Ср Сен 16, 2015 10:54 am автор Sopilkar
» "Год Лады" - обсуждение диска
Ср Сен 16, 2015 6:38 am автор Sopilkar
» репертуар для калимбы
Пн Сен 14, 2015 8:26 pm автор pev
» Альбом музыки для кены, ударных и электроники "Integer"
Пн Сен 14, 2015 2:58 pm автор Sopilkar