Этнические инструменты в классической и популярной музыке
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Системы записей ритмов для этнических ударных

Перейти вниз

Системы записей ритмов для этнических ударных Empty Системы записей ритмов для этнических ударных

Сообщение автор Sopilkar Вт Окт 08, 2013 6:08 am

Часто люди, начинающие играть на дарбуке, не имеют музыкального образования. Что, конечно, совершенно нормально, поскольку сама история этого барабана писалась в арабских пустынях кочевниками, явно музыкальных училищ не заканчивавшими. =0)
Поэтому и записываются композиции для дарбуки (рика, джембе и им подобным) не с помощью нот (хотя это тоже вполне возможно!), а с помощью упрощенной записи. 
Ритмы записываются с использованием несложного обозначения для звуков, например:
Код:
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-D-tkT-D-tkT-tk
 , где
D — это Dum, низкий звук при ударе ладонью в центр барабана;
t — tek, не очень высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
k — ka, тот же tek, но для левой руки11].
T — Tek, высокий звук удара правой рукой по краю дарбуки;
K — Ka, тот же высокий Tek, но для левой руки

Прописные буквы используются для передачи акцентированных ударов, строчные — для передачи обычных. Основу ритма составляют акцентированные (сильные) удары, в то время как более слабые удары являются декоративными, то есть «заполняют» ритм. 

Перед записью композиции или ритма в самой верхней строчке записывается строка, состоящая чаще всего из цифр и знаков + и -. Что же это такое? В традиционной системе записи так выглядит основная ритмическая сетка, внутри которой будет развиваться композиция. Цифры показывают, на сколько долей будет делиться такт (Чаще всего такт делится на четверти, это общая и европейская и арабская традиция, хотя с точки зрения чистой математики смешно, конечно, делить целый такт на три четверти - "3/4", или на пять четвертей - "5/4"), а плюсы и минусы показывают, на сколько будет дробиться каждая четверть (потому что в турецкой музыке, например, очень много орнаментации, которая образуется за счет большого количества мелких долей). 
Поэтому один и тот же размер может быть записан и так:
Код:
1 2 3 4         или так  1 + 2 + 3 + 4 +      или так  1 - + - 2 - + - 3 - + - 4 - + -
D T D T                  D - T - D - T -               D - - - T - - - D - - - T - - -
Конечно, понятно, что первый вариант записи гораздо удобнее использовать, когда в ритме используются только четверти, а последний - когда в ритме много заполнений. Например, 
Код:
1 - + - 2 - + - 3 - + - 4 - + -
D - k t k - B - k t k - D G D G
В этой записи цифры - это счет, плюсы - это счет с "и", а черточки - это промежутки между ними. Так как на барабане звук почти не имеет длительности, все это нужно для указания длительности пауз между звуками, и точного местоположения каждого звука внутри ритма. 

По поводу сильных и слабых долей - все так же очень относительно. В записи 4/4 сильные 1 и 3. Но разворачивая запись, оказывается, что 2 и 4 сильнее, чем "и" которые между ними, которые в свою очередь сильнее, чем вдохи, которые мы делаем между ними. То есть самые сильные на 1, относительно сильная доля - на 3, а самые слабые на черточках, а между ними еще есть плюсы, которые слабее чем 2 и 4.

Существует еще одна система записи ритмов, так называемая "модульная", разработанная Антонио Грамши. 
Подробнее о нем можно почитать у автора - [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ее отличие от стандартной системы в том, что дробление четвертей записывается не СПРАВА от основной доли, в ВНИЗ. Это заметно удобнее, если ритм не повторяет какую-то одну фигуру, а меняется из такта в такт, или когда В одном такте, допустим, удары редкие, а в другом начинается активная орнаментация, и длительностей много и они разные. Графически это можно изобразить так:
Код:
Стандартная система записи                                     Модульная система Грамши
1 - + - 2 - + - 3 - + - 4 - + -                                   1 2 3 4  
D - k t k - B - k t k - D G D G                                   D k k D
                                                               -  - - t G
                                                               +  k B k D
                                                               -  t - - G
Каждая из систем имеет свои достоинства и недостатки, каждая имеет своих поклонников и недругов. 
Но знать и понимать надо обе, поскольку сплошь и рядом в композициях эти две системы могут вполне мирно уживаться и дополнять друг друга. Например:
Код:
1-+-2-+-
DkkBkkBk
DkkBkkDD
      GG


Последний раз редактировалось: Sopilkar (Чт Окт 10, 2013 8:17 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Sopilkar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 53
Откуда : Москва

http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Системы записей ритмов для этнических ударных Empty Re: Системы записей ритмов для этнических ударных

Сообщение автор Sopilkar Вт Окт 08, 2013 2:39 pm

В случае, если надо обозначить одновременный удар левой и правой рукой, то обычно эти удары пишут НАД базой, т.е. над общей строкой ритма. 

Код:

D--Bk-B-;
показывает, что вместе с первым D левая рука стучит одновременно k
Sopilkar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 53
Откуда : Москва

http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения