Этнические инструменты в классической и популярной музыке
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Панфлейта как инструмент, преимущества и недостатки.

Перейти вниз

Панфлейта как инструмент, преимущества и недостатки.  Empty Панфлейта как инструмент, преимущества и недостатки.

Сообщение автор Sopilkar Сб Окт 12, 2013 8:51 pm

Злое Сердце пишет:Маленькое эссе такое… или немаленькое… сравнительный анализ Smile
Что в панфлейте хорошо, что в панфлейте плохо как в музыкальном инструменте, и почему стоит или не стоит выбирать панфлейту в качестве "своей" дудки. Сравниваем панфлейту именно с флейтовыми инструментами. И стараемся понимать, что все "плюсы" одновременно являются "минусами".

Плюсы

1. Ну, конечно же тембр. Флейта Пана, как особый класс флейтовых инструментов, имеет свой, запоминающийся и четко идентифицируемый тембр. Услышав всего несколько треков с панфлейтой, любой человек будет легко отличать по звуку её от других флейт. Среди прочих флейт таким же образом выделяется еще только окарина. Прочие продольные и поперечные флейты человек сможет путать еще долго, различая их между собой не столько по тембру, сколько по исполняемой на определенном инструменте музыке. Так висл от блокфлейты он будет отличать по ирландщине, а сяо от поперечки - по китайщине. С панфлейтой проще. И именно тембр является главной причиной, по которой стоит выбирать инструмент.
2. Диапазон. Стандартный най-альт имеет в своем расопряжении 3 окравы, тенор – аж 3,3. Причем, это не просто «возможность», нет, это реальные три октавы, с которыми можно научиться работать в течении года-полутора. Если исполнитель стремиться к еще большему диапазону, то можно соорудить даже инструменты-монстры вроде гранд-баритона, гранд-баса . Да, инструмент будет громоздок, играть будет относительно неудобно, но если есть желание, то можно приноровиться. Опытные исполнители могут даже заказать себе най с продлением диапазона не вниз, а верх, вплоть до 5-й октавы. На свисковых флейтах нормальный играемый диапазон – 2 или 2,5 октавы (при возможных 3), на оркестровой поперечке используется около 3 октав (при возможности 4).
3. Ровное изменение тембра по всему диапазону. Все прочие типы флейт имеют четко выраженные регистры, которые определяются «передувами». Ноты на стыке этих регистров отличаются друг от друга тембрально. На панфлейте регистры можно выделить только с некоторой условностью, и тембральных разрывов нет. Стоит упомянуть, что подобным свойством среди флейт обладает лишь окарина, у которой обычно очень маленький диапазон, до полутора октав (хотя, существуют и двух-, трехкамерные окарины дающие до 3 октав без тембральных разрывов)
4. Динамика на одном звуке. Панфлета – это флейта открытая, на ней нет свистков (хотя, встречаются и инструменты со свистками). Благодаря этой особенности исполнитель может в значительной степени изменять громкость инструмента на одной ноте без потери строя. В этом аспекте панфлейта очень выгодно отличается от всех прочих флейт, даже среди открытых флейт. То есть, исполнитель может закрыть трубку хоть полностью, ведь отверстие в трубке всего одно. И это по всему диапазону инструмента. Чтобы осознать этот аспект, нужно просто попробовать поиграть часика 2-3 на какой-то свистковой флейте, а потом взяться за най.
5. Динамика по диапазону инструмента. Все духовые инструменты грешат одной своей особенностью: более высокие звуки на них получаются более громкими, чем низкие. Даже человеческий голос. И эта особенность кажется нам естественной. Панфлета тоже обладает этим свойством, причем это свойство ощущается достаточно сильно. Но в то же время, панфлейта – это инструмент в котором используется не один резонатор, а несколько, и широкая доступность динамических ньюансов на одной трубке дает возможность играть крещендо вниз хоть на октаву, и это будет именно крещендо вниз по диапазону, независимо от того, какая это часть диапазона инструмента используется.
6. Интонирование. Как открытая флейта, панфлейта дает возможности к свободному интонированию. На одной трубке мастера умудряются извлекать целую октаву. То есть, панфлейтисту доступна свободная микротоновая альтерация. И механизм этого процесса прост и понятен, научиться этому просто. Панфлейта, как инструмент с относительно свободным интонированием, хорошо воспитывает у учащегося слух.
7. Возможность играть тембром. Все звуки, которые можно получит на одной трубке будут различны по тембру. То есть, панфлейтисту доступен некий выбор тембров (два-три), которым он хочет сыграть тот или иной звук (правда, только на диапазоне сопрано). И отличия в тембрах значительны.
8. Исполнение на панфлейте без аккомпанемента – это нормально. Специфичность тембра флейты Пана, разнообразность звуков, получаемых на одном инструменте, приводят к тому, что сольное исполнение на ней, без аккомпанемента, звучит «богато» и нескучно.
9. Панфлейта громкая. Панфлейта громче прочих типов флейт. На диапазоне сопрано можно играть в одном конце парка, а слышать тебя будут в другом. То есть, в большинстве случаев панфлейту не нужно подзвучивать микрофоном.
10. Как беcсвистковая флейта, флейта Пана дает возможность использовать огромное количество специфических приемов звукоизвлечения, причем некоторые из приемов освоить гораздо проще, чем на других флейтах. Некоторые из этих спецприемов доступны лишь на панфлейте.
11. Наглядность. На панфлейте относительно легко учиться нотной грамоте. Ведь все трубки буквально перед глазами.
12. Редкость. Панфлейта и панфлейтовый тембр остаются экзотикой. И любой, даже начинающий, исполнитель, практически не имеет конкуренции.
13. А еще она очень красивая и необычная SmileЧто в сочетании с относительно экзотичным тембром всегда привлекает публику Smile

Минусы.

1. Конечно же, тембр. Не всем людям нравится тембр панфлейты. Кому-то он может уже приесться (как работникам супермаркетов, где музыку на панфлейте частенько крутят), кому-то - просто нелюб, без видимой причины. И это нормально. Сам по себе тембр панфлейты очень беден обертонами. Это самая бедная на обертоны флейта после уже неоднократно упоминавшейся окарины. Очень часто у слушателя панфлейта может ассоциироваться с «синтезаторным» звуком.
2. На панфлейте нет полноценного легато. Легато, по сути, это переход от звука к звуку, при котором первый звук не успел закончиться, а второй уже начинается SmileТо есть, исчезает такая составляющая часть звука на духовых, как атака. На панфлейте даже скользящее легато между двумя соседними трубками имеет в себе элементы атаки, "раскачки" воздушного столба. А про квазилегато на несоседних трубках и говорить нечего. Таким образом най - это достаточно "задорный" инструмент, и исполнение на нем практически любого классического произведения получается более "веселым", "резким", чем на любой другой флейте.
3. Интервалы. На панфлейте сложно научится играть большие интервалы. Если на инструментах с одним резонатором для больших интервалов нужно лишь «состроить нужную фигуру из пальцев» и поменять силу выдоха, то на панфлейте нужно еще точно попасть в ту или иную трубочку. Поэтому панфлейта очень слаба в классической музыке. Даже сам процесс освоения инструмента строится именно на изучении техник интервалов.
4. Точность интонирования. Флейты с одним резонатором и с игровыми отверстиями можно друг под друга подстраивать, то есть, изменять конструкцию инструмента, добиваясь нужной высоты звучания. Подобным образом можно поступать лишь на длинных трубках панфлейты. А вот начиная с диапазона альта точность интонирования – это исключительно умение музыканта. Поэтому, панфлейта требует от исполнителя развитого слуха, и выступать под аккомпанемент, не фальшивя, могут лишь продвинутые учащиеся. Дуэты и трио начинающих панфлейтистов – это вообще тихий ужас.
5. Тембральные ограничения. Для того, чтобы добраться до уровня "игры тембром", нужно потратить много времени и усилий. Большинство исполнителей до него так и не доходят. Собственно, большинству это и не интересно. В этом случае вылазит такой минус как разница тембров звуков, извлекаемых техникой игры полутонов и извлекаемых обычной техникой. И эта разница не всегда кстати.
6. Скорость. Все то же отсутствие полноценного легато и сложность больших интервалов в значительной степени снижают скорость исполнения. Панфлейта не может конкурировать с прочими флейтами в исполнении в быстрых темпах.
7. Динамика по диапазону. Яркая зависимость нормальной громкости трубок от диапазона приводит к тому, что панфлейту сложно позвучить микрофоном так, чтобы она не «глушила» верхами и не «терялась» низами.
8. Панфлейта громкая. Поэтому на диапазоне сопрано просто некомфортно играть в маленьком помещении, да и соседи будут возмущаться.
9. Размеры. Панфлейта большая. Если большинство флейт - это компактные, разбирающиеся на части инструменты, многие из которых в разобранном виде можно чуть ли не положить в карман, то панфлейта требует для ношения с собой сумки или кофра. То есть, габариты панфлейты больше любой другой флейты с таким же по высоте нижним звуком.
10. Панфлейте почти негде учиться. Методики преподавания панфлейты достаточно хорошо проработаны лишь в молдавских и румынских школах. В прочих местах панфлейту преподают чаще всего исполнители (те же румыны, молдаване или самоучки), что не очень хорошо, так как музыкант-исполнитель достаточно редко бывает хорошим музыкантом-педагогом.
11. Панфлейта (най) требует постоянных занятий с ней. Рецессия при прекращении занятий значительна и выражается именно в базовой технике: в амбушюре и интервалах.
12. Сложности в приобретении. Конструкция панфлейты должна соответствовать манере игры исполнителя. Сейчас на территории бывшего СССР (за исключением все той же Молдавии) практически нет мастеров, которые могут изготовить инструмент под конкретного исполнителя. Даже приобрести изготовленную со знанием дела ученическую панфлейту – негде.
13. Цены ученических инструментов – от 80 до 200 евро. То есть, начинать учиться играть – достаточно дорого.
14. А еще она выглядит примитивно, несуразно, и не воспринимается многими закостенелыми профессиональными музыкантами-академистами как серьёзный музыкальный инструмент Smile

Таким образом, панфлейта - это инструмент, который дает возможность музыканту уделять большое внимание каждому отдельному звуку произведения. Панфлейте свойственны такие стили/жанры, как: инструментальная попса, классика в неспешных темпах (по причине технических возможностей); карпатская народная музыка, ирландские слоу-эйры, пентатонические мелодии, латиноамериканские мотивы (по причине специфичности тембра). Панфлейте "противопоказаны": импрессионизмы, джаз/блюз в скорых темпах.
В первую очередь панфлейта может быть рекомендована тем новичкам, котрые не стремятся в краткие сроки "научиться играть хоть на чем-то" и выбирать его стоит именно из любви к тембру и конкретным музыкальным жанрам. При этом студент должен понимать, что основное требование к нему - это беспрерывность занятий.
Профессионал, обуреваемый желанием взяться за панфлейту, должен иметь ввиду, что это абсолютно независимый класс инструментов, и переход, например, с поперечной флейты на панфлейту будет ничуть не легче, чем переход на язычковые или медные духовые.

Если у кого-то есть желание дополнить – буду рад SmileИ буду обновлять это ... эссе.


Интересные мысли, выданные форумчанами:

1. На панфлейте можно играть в перчатках, пальчики не мёрзнут.
2. Панфлейта "не мешает" пальцевым техникам на других флейтах.
Sopilkar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 56
Откуда : Москва

http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Панфлейта как инструмент, преимущества и недостатки.  Empty Re: Панфлейта как инструмент, преимущества и недостатки.

Сообщение автор Sopilkar Сб Окт 12, 2013 8:52 pm

Эссе замечательное! как часто при чтении хорошей книги, появляется ощущение, что "ну надо же, я ведь это чувствовал, просто еще не успел выразить в словах!". А здесь все выражено точно, емко, полно и профессионально, что на самом деле замечательно! Именно потому, что любители разной степени продвинутости, условно говоря, должны стремиться к профессионализму, а не бить себя пяткой в грудь. Из 4 лично мне известных панфлейтистов только один - любитель, все остальные пришли к панфлейте после различных инструментов симфонического оркестра. В конце концов - настоящий профессионал - это тоже любитель, просто очень высокой "степени продвинутости".
Поймал себя на том, что пока читал - несколько раз поднимал глаза на свою панфлейту. =)) Кажется, это называлось в литературе "диалектикой души" - за несколько минут мое чувство к ней перешло от легкомысленной влюбленности (когда недостатки возлюбленной просто не замечаешь!) в зрелую (почти супружескую!) любовь (когда все недостатки любимой давно известны, но прощены и любимы почти так же, как ее достоинства)
Sopilkar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 56
Откуда : Москва

http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения