Игра на сопилке: с чего начать?
Участников: 4
Этнические инструменты в классической и популярной музыке :: Этнические духовые инструменты :: Практика игры на духовых инструментах
Страница 1 из 1
Игра на сопилке: с чего начать?
Сыграв своему сыночку "на бис" 101й раз "Колыбельную умки", я поняла, что настало время поинтересоваться - с чего же начать грамотную игру на сопилке? Ведь наверняка есть какие-то правила постановки рук, упражнения..? Пожалуйста, направьте меня куда-нибудь в нужное русло)))
Violinka- Малая терция
- Сообщения : 9
Очки : 24
Дата регистрации : 2013-09-17
Возраст : 41
Откуда : Железногорск
Re: Игра на сопилке: с чего начать?
Violinka, спасибо за вопрос!
К счастью, игра на свирели/сопилке (я буду использовать эти слова как синонимы) достаточно легка и комфортна для исполнителей любого возраста. И главный принцип постановки - это удобство исполнителя. Тем не менее, общее слово "удобство" можно подразделить на несколько пунктов:
1. Корпус держится ровно и прямо. Лопатки сведены, чтобы расправить грудь и освободить дыхание. Локти слегка приподняты (примерно так, чтобы между корпусом и локтем свободно помещался кулак). Если вы сидите - не опирайтесь на спинку стула и не кладите ногу на ногу, если стоите - ноги на ширине плеч, вес равномерно распределен, одна нога может быть впереди. Стойка "смирно" при игре просто неуместна.
2. Голова держится прямо, не нагибаясь ни вперед, ни назад. Свирель подносится ко рту примерно под углом 45 градусов к корпусу (ВАЖНО - сопилка традиционно делается с нижним расположением свистка, что дает возможность влиять на высоту звука простым изменением угла инструмента относительно корпуса! Ниже свирель- ниже звук, выше свирель- выше звук. Элементарно, но очень удобно для тонкой подстройки общего строя прямо во время исполнения).
3. Пальцы располагаются на корпусе свирели свободно, не напряженно (вот это важно - ученики всегда склонны пережимать пальцами, что мешает развитию скорости), практически перпендикулярно сопилке и (важно!) подушечками пальцев, а не по фортепианному - самым кончиком возле ногтя.
Пальчики полукруглые, а не прямые (конечно, мизинчик может быть более прямой, поскольку он короче других пальцев и ему приходится тянуться). Подушечка закрывает отверстие плотно, но не слишком сильно, а когда отверстие надо открыть палец поднимается быстро, не не высоко, примерно на толщину этого же пальца.
4. Дыхание по возможности надо брать "в живот", а точнее, так, чтобы грудная клетка расширялась внизу, а плечи не поднимались. Верхняя часть живота тоже принимает участие во вдохе, чуть-чуть выдаваясь вперед. Дыхание на свирели очень естественное, воздуха не надо брать ни слишком много, ни слишком мало. Со временем исполнитель учится брать воздуха ровно столько, сколько требуется для исполнения музыкальной фразы. Тут у нас прямая аналогия с вокальным дыханием.
5. Звукоизвлечение тоже достаточно простое. Для начала звука достаточно приставить флейту к губам и открыть путь воздуху изо рта. Примерно это ощущается исполнителем, как произнесение слога "ту". Впоследствии количество вариантов "атаки", то есть начала звука, увеличится... В зависимости от характера музыки артикуляция будет меняться. Это будет и "та", и "да", и "ду", и "ку", и даже "фр"... =)) В некоторых случаях можно будет только один раз сказать "ту", но сыграть при этом несколько разных нот. Такой прием называется "легато" и звучит на свирели очень нежно и напевно. Есть и другие штрихи, но это уже потом.
К счастью, игра на свирели/сопилке (я буду использовать эти слова как синонимы) достаточно легка и комфортна для исполнителей любого возраста. И главный принцип постановки - это удобство исполнителя. Тем не менее, общее слово "удобство" можно подразделить на несколько пунктов:
1. Корпус держится ровно и прямо. Лопатки сведены, чтобы расправить грудь и освободить дыхание. Локти слегка приподняты (примерно так, чтобы между корпусом и локтем свободно помещался кулак). Если вы сидите - не опирайтесь на спинку стула и не кладите ногу на ногу, если стоите - ноги на ширине плеч, вес равномерно распределен, одна нога может быть впереди. Стойка "смирно" при игре просто неуместна.
2. Голова держится прямо, не нагибаясь ни вперед, ни назад. Свирель подносится ко рту примерно под углом 45 градусов к корпусу (ВАЖНО - сопилка традиционно делается с нижним расположением свистка, что дает возможность влиять на высоту звука простым изменением угла инструмента относительно корпуса! Ниже свирель- ниже звук, выше свирель- выше звук. Элементарно, но очень удобно для тонкой подстройки общего строя прямо во время исполнения).
3. Пальцы располагаются на корпусе свирели свободно, не напряженно (вот это важно - ученики всегда склонны пережимать пальцами, что мешает развитию скорости), практически перпендикулярно сопилке и (важно!) подушечками пальцев, а не по фортепианному - самым кончиком возле ногтя.
Пальчики полукруглые, а не прямые (конечно, мизинчик может быть более прямой, поскольку он короче других пальцев и ему приходится тянуться). Подушечка закрывает отверстие плотно, но не слишком сильно, а когда отверстие надо открыть палец поднимается быстро, не не высоко, примерно на толщину этого же пальца.
4. Дыхание по возможности надо брать "в живот", а точнее, так, чтобы грудная клетка расширялась внизу, а плечи не поднимались. Верхняя часть живота тоже принимает участие во вдохе, чуть-чуть выдаваясь вперед. Дыхание на свирели очень естественное, воздуха не надо брать ни слишком много, ни слишком мало. Со временем исполнитель учится брать воздуха ровно столько, сколько требуется для исполнения музыкальной фразы. Тут у нас прямая аналогия с вокальным дыханием.
5. Звукоизвлечение тоже достаточно простое. Для начала звука достаточно приставить флейту к губам и открыть путь воздуху изо рта. Примерно это ощущается исполнителем, как произнесение слога "ту". Впоследствии количество вариантов "атаки", то есть начала звука, увеличится... В зависимости от характера музыки артикуляция будет меняться. Это будет и "та", и "да", и "ду", и "ку", и даже "фр"... =)) В некоторых случаях можно будет только один раз сказать "ту", но сыграть при этом несколько разных нот. Такой прием называется "легато" и звучит на свирели очень нежно и напевно. Есть и другие штрихи, но это уже потом.
Re: Игра на сопилке: с чего начать?
Спасибо! С удивлением для себя обнаружила, что, хоть и по наитию, но многое делала верно)) Какой всё-таки интуитивно понятный инструмент эта сопилка!
Violinka- Малая терция
- Сообщения : 9
Очки : 24
Дата регистрации : 2013-09-17
Возраст : 41
Откуда : Железногорск
Re: Игра на сопилке: с чего начать?
так ведь людьми для людей сделан... Да и вообще, инструмент, как говорится, "из народа", а это подразумевает, что многие вещи интуитивно понятные. Замечательный инструмент!
technic- Малая секста
- Сообщения : 86
Очки : 160
Дата регистрации : 2013-09-16
Возраст : 49
Откуда : Вильнюс
полезный совет для тех, кто учит или начинает учиться играть на сопилке.
мастер Янов пишет:Мне часто приходилось быть свидетелем того, как преподаватели, обучая игре на сопилке, рекомендовали начинать с самой нижней ноты (До первой октавы), а это очень сложно.
Для сопилки нужен другой подход. Начните обучение с ноты Ля первой октавы, затем Соль. Если получится, то дальше Фа. Вторая (правая) рука пока двумя пальцами поддерживает сопилку ниже, не закрывая отверстий (между отверстиями). Сейчас работает только левая рука. Не позволяйте ученику переходить к последующей ноте, если не получается предыдущая!
Безымянный палец и мизинец – самые слабые и требуют дополнительной тренировки. Когда после ноты Соль будет получаться Фа, даёте упражнение: чёткое, твёрдое и небыстрое чередование Соль-Фа-Соль-Фа-Соль-Фа...(с передышками, не перенапрягаться), пока не получите удовлетворительный результат.
Далее последовательно поднимаемся от Фа до Ля и добавляем Си-бемоль. Снова вниз: Си-бемоль, Ля, Соль, Фа. И снова вышеуказанное упражнение (нужно делать его и в дальнейшем, желательно каждый день – это важно! Постепенно добиваемся критерия, при котором хорошо получается трель Фа-Соль, да ещё с ускорением и замедлением).
Более-менее освоив левую руку, добавляйте правую – таким же образом: Ми, Ре, До; упражнение Ре-До-Ре-До-Ре-До… Чем ниже нота, тем слабее нужно дуть, и наоборот, чем выше нота - тем дуть сильнее.
Далее можно попробовать всё то же с правой рукой во второй октаве (сильнее дуть).
Таким образом осваиваются две руки. И, как видите, самая сложная для новичка нота До - аж в конце. Такая методика во много раз упрощает процесс обучения. Гарантирую, проверил на многих учениках возрастом от 5 до 55 лет.
Re: Игра на сопилке: с чего начать?
Здравствуйте! Только что нашла ваш сайт. Любо-дорого смотреть и слушать вас! Дай Бог вашей семье всех благ и творческого роста!
Помогите нам, пожалуйста, советом. Сыну скоро 8, летом мы начали заниматься на блок флейте. Освоили по 10 гамм, несколько пьесок. Сейчас началась школа, и нам далеко ездить к нашему педагогу. Одновременно с этим узнали, что при нашем приходе организовывается ансамбль инструментальный, и там будет свирель. Сказали, что будут обучать. Вопрос - есть ли большая разница в аппликатуре на блок флейте и свирели? Если мы все же продолжим флейту, то не будет ли у ребенка путаницы? Или можно гармонично сочетать эти два инструмента? Хотя, если придется выбирать, свирель, наверное, победит, потому что она живая, деревянная, а не пластиковая ))) благодарю заранее за ответ
Помогите нам, пожалуйста, советом. Сыну скоро 8, летом мы начали заниматься на блок флейте. Освоили по 10 гамм, несколько пьесок. Сейчас началась школа, и нам далеко ездить к нашему педагогу. Одновременно с этим узнали, что при нашем приходе организовывается ансамбль инструментальный, и там будет свирель. Сказали, что будут обучать. Вопрос - есть ли большая разница в аппликатуре на блок флейте и свирели? Если мы все же продолжим флейту, то не будет ли у ребенка путаницы? Или можно гармонично сочетать эти два инструмента? Хотя, если придется выбирать, свирель, наверное, победит, потому что она живая, деревянная, а не пластиковая ))) благодарю заранее за ответ
Irina DS- Большая секунда
- Сообщения : 5
Очки : 8
Дата регистрации : 2015-09-15
Re: Игра на сопилке: с чего начать?
Добрый день!Irina DS пишет:Здравствуйте! Только что нашла ваш сайт. Любо-дорого смотреть и слушать вас! Дай Бог вашей семье всех благ и творческого роста!
Помогите нам, пожалуйста, советом. Сыну скоро 8, летом мы начали заниматься на блок флейте. Освоили по 10 гамм, несколько пьесок. Сейчас началась школа, и нам далеко ездить к нашему педагогу. Одновременно с этим узнали, что при нашем приходе организовывается ансамбль инструментальный, и там будет свирель. Сказали, что будут обучать. Вопрос - есть ли большая разница в аппликатуре на блок флейте и свирели? Если мы все же продолжим флейту, то не будет ли у ребенка путаницы? Или можно гармонично сочетать эти два инструмента? Хотя, если придется выбирать, свирель, наверное, победит, потому что она живая, деревянная, а не пластиковая ))) благодарю заранее за ответ
Спасибо Вам на добром слове, очень приятно.
Молодец Ваш сын! за короткое время освоить 10 гамм - это очень здорово!
Кстати, надо просто уточнить, что за свирель в Вашем приходе. Зачастую люди не парятся и любые флейты свирелями называют, в том числе и блокфлейту.
Но если у них именно свирель, то это, скорее всего, либо примитивная пластиковая свирелька, еще более простая, чем пластиковая блокфлейта, либо деревянная свирель от неизвестного мастера, и аппликатура у нее может отличаться от классической. Хотя это достаточно маловероятно.
В любом случае, аппликатура свирели от аппликатуры блокфлейты отличаются. Но разумный мальчик не будет в них путаться, разве что первые три недели. Это не самая большая проблема. Так что гармонично сочетать инструменты можно. Мы с семье сочетаем по десятку инструментов, и ничего, не путаемся. =))
Но я думаю, что все может быть еще проще - в приходе, в этом ансамбле, наверняка не станут возражать, если Ваш сынок партию свирели сыграет на блокфлейте, по голосу их редко кто сможет отличить. =0)
Но если все же победит свирель, милости просим, постараемся помочь, чем сможем.
Re: Игра на сопилке: с чего начать?
Большое спасибо за добрый ответ. Сходим на первый сбор, будем знать подробности. Отпишусь. Ваша поддержка очень ценная.
Irina DS- Большая секунда
- Сообщения : 5
Очки : 8
Дата регистрации : 2015-09-15
Re: Игра на сопилке: с чего начать?
Желаю удачи! Буду рад помочь. =)) Любой свирелист (или как говорили раньше, свирщик) для нас - друг, товарищ и брат! =)
Re: Игра на сопилке: с чего начать?
Спасибо большое. К сожалению руководитель ансамбля дала мне совершенно другой расклад, учить некому, инструмента нет (надо заказывать). В общем, им нужен готовый свирелист. Пойду почитаю, как заказывать свирель (в СНГ)
Irina DS- Большая секунда
- Сообщения : 5
Очки : 8
Дата регистрации : 2015-09-15
Re: Игра на сопилке: с чего начать?
Нам хорошую свирель сделал Владимир Рыбин, она не дороже пластиковой блокфлейты, а звучит на порядок красивее.
http://vk.com/vladimir_samdarshi
http://vk.com/vladimir_samdarshi
Похожие темы
» Дудук - сокровище Кавказа
» Вибрато на сопилке
» Исполнители на сопилке
» Весенняя свирель. "Хора-стакатто" на сопилке
» Вибрато на сопилке
» Исполнители на сопилке
» Весенняя свирель. "Хора-стакатто" на сопилке
Этнические инструменты в классической и популярной музыке :: Этнические духовые инструменты :: Практика игры на духовых инструментах
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Фев 08, 2023 4:14 pm автор literrary
» Звучи, моя свирель - Грай сопілко, грай
Сб Сен 08, 2018 10:18 am автор literrary
» Видео НЕнашего выступления
Сб Сен 08, 2018 10:16 am автор literrary
» Музыкальные строи
Вс Окт 04, 2015 6:29 pm автор Sopilkar
» Игра на сопилке: с чего начать?
Сб Окт 03, 2015 8:35 am автор Sopilkar
» Гармония звука. Мастера обмана.
Ср Сен 16, 2015 10:54 am автор Sopilkar
» "Год Лады" - обсуждение диска
Ср Сен 16, 2015 6:38 am автор Sopilkar
» репертуар для калимбы
Пн Сен 14, 2015 8:26 pm автор pev
» Альбом музыки для кены, ударных и электроники "Integer"
Пн Сен 14, 2015 2:58 pm автор Sopilkar