Как играть на Дарбуке. Положение и основные удары: Дун, Тек, Ка.
Этнические инструменты в классической и популярной музыке :: Этнические ударные инструменты :: Практика игры на ударных инструментах
Страница 1 из 1
Как играть на Дарбуке. Положение и основные удары: Дун, Тек, Ка.
Во время игры на дарбуке очень важным моментом является правильное положение рук и ног играющего. Неправильное положение приводит к преждевременному утомлению и трудностям при исполнении. Постановка инструмента может быть довольна разнообразной, но во всех случаях корпус дарбуки, опираясь на левое бедро, располагается в горизонтальном положении так, что мембрана находится ближе к правой руке (для левшей наоборот). Такая асимметричность связана с разной ролью, которую выполняют правая и левая рука. Правая рука в основном играет базовый ритм, левая — украшения и заполнения. Для предотвращения падения дарбуки во время сильных ударов приподнимайте слегка левую пятку, чтобы дарбука ложилась удобнее.
В дальнейшем для обозначения ритмов мы будем использоваться язык звуков Дун-Те-Ка. Ваша задача — четко проговорить, запомнить и воспроизвести эти ритмы.
Для занятий в домашних условиях во избежание шума бывает необходимо вкладывать внутрь корпуса ткань. Это не только снижает шум, но и делает удары сухими и четкими, что способствует отработке техники.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
D (Дун) — звук сердца дарбуки, извлекается из средней и центральной части мембраны сложенными пальцами и частью ладони. Для чистоты звука между пальцами не должно быть никаких зазоров. При тихой игре звук можно извлекать подушечкой среднего пальца, согнутого в форме клюва. Для быстрого переключения к высоким ударам руку не следует помещать слишком близко к центру. Рука при ударе выполняет легкое волнообразное движение, при этом локоть не следует оттопыривать, а ладонь отскакивает от мембраны в результате расслабления запястья и колебания мембраны. Для проверки расслабления достаточно зафиксировать запястье на 90°, а пальцы при движении рук должны издавать хлопок. Если рука недостаточно расслаблена или входит под неправильным углом, то звук будет сухой и неглубокий. Басовый удар левой рукой называется Гун (G). Запястье расслаблено, локоть левой можно слегка поднять, но не сильно высоко. Некрасиво, когда локти торчат во время игры.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
T (Тэк) — голос дарбуки, его тембр индивидуален для каждого инструмента, а высота регулируется натяжением мембраны. С древних времен и по сей день дарбуки с кожаными мембранами настраивали, нагревая их под солнечными лучами или у костра. В турецкие глиняные дарбуки для натяжения встраивают лампочку накаливания, а египетские дарбуки с пластиковыми мембранами настраиваются при помощи винтов. Звук «Тек» извлекается верхними фалангами пальцев в месте соединения корпуса и мембраны. Пальцы прямые и растопыренные, а запястье находится слегка за плоскостью мембраны. Несмотря на то, что пальцы расслаблены, не следует их изгибать. Удар должен быть достаточно громкий и внятный. Во избежание повреждения пальцев, слишком сильно бить тоже не стоит. Со временем кожа пальцев становится тверже и устойчивее к сильным ударам, при этом мозолей возникать не должно в отличие от других видов барабанов. Для более быстрой игры используются удары отдельными пальцами. Иногда для разнообразия звука удар наносится чуть ближе к центру, но вначале нужно научиться контролировать, чтобы место и сила удара оставались постоянными.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
K (Ka) — изюминка дарбуки. Удар выполняется сложенными безымянным и средним пальцами. Локоть должен покоиться на корпусе, сохраняя инструмент в стабильном положении. В случае быстрой игры в турецкой манере его можно слегка поднять до уровня запястья. Рука с запястьем образуют прямую линию, а пальцы согнуты в форме буквы Г. При ударе запястье выполняет вращательное движение, пальцы падают на край мембраны за счет расслабления, а не нажатия, подобного игре на фортепьяно. Звук должен получаться четкий и не раздвоенный. При игре на египетской дарбуке звук по звонкости напоминает звон колокольчика. Если мембрану в верхней части прижать, то можно получить самые разнообразные по тону звуки. Такие удары напоминают резкие сухие щелчки и называются Слэпом (S). По чистоте слэпа можно проверить качество удара Ка и степень расслабления пальцев. У большинства левая рука находится в спящем состоянии, а мышцы находятся в постоянном тонусе, но игра на дарбуке приводит к ее освобождению, так как требуется высокая беглость и расслабленность. Это, в свою очередь, активизирует правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление.
B (Бэк) — очень важный и вместе с тем один из самых сложных ударов. В некотором смысле он является противоположностью удара Дун, так как он наносится в том же самом месте, но рука при ударе не отскакивает, а плотно прижимается к мембране, гася ее колебания. Бэк напоминает хлопок без малейшей примеси баса. Рука максимально расслаблена, а пальцы сложены в виде лодочки. На Египетских дарбуках Бэк звучит особенно хлестко и громко. Существует множество разновидностей Бэка, как открытые, так и закрытые. При выполнении открытого удара рука отскакивает от мембраны, при этом звук получается очень высокий и хлесткий. Для достижения этого результата следует тренироваться в выполнении бэка отдельными пальцами. Особенно интересно звучит Бэк, выполненный указательным пальцем. Еще одна разновидность Бэка — удар Пэк, выполняемый левой рукой.
Орнаментация ритмов при помощи роллов (~, r) является изюминкой игры на дарбуке. Как правило, роллы являются форшлагами — украшением перед сильной долей. Иногда встречаются роллы от сильного удара (нахшлаг). В дальнейшем под «~» в качестве обозначения имеются ввиду одиночные форшлаги, а под обозначением «r» имеются ввиду комбинации из 32-х долей, растянутые на несколько 16-х. В разделе ритмов роллы не прописаны, их надо использовать по своему усмотрению. Важно помнить, что не стоит переусердствовать с роллами, оставляя для ритма воздушное пространство. Каждый ролл должен играться четко и выразительно.
Помимо базовых ударов существуют самые разнообразные типы ударов, например щелчки пальцами, щелчки ногтями и щетки.
(Материалы школы-студии этнических барабанов [url=http://www.channelingstudio.ru/darbuka.shtml]channeling)[/url]
В дальнейшем для обозначения ритмов мы будем использоваться язык звуков Дун-Те-Ка. Ваша задача — четко проговорить, запомнить и воспроизвести эти ритмы.
Для занятий в домашних условиях во избежание шума бывает необходимо вкладывать внутрь корпуса ткань. Это не только снижает шум, но и делает удары сухими и четкими, что способствует отработке техники.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
D (Дун) — звук сердца дарбуки, извлекается из средней и центральной части мембраны сложенными пальцами и частью ладони. Для чистоты звука между пальцами не должно быть никаких зазоров. При тихой игре звук можно извлекать подушечкой среднего пальца, согнутого в форме клюва. Для быстрого переключения к высоким ударам руку не следует помещать слишком близко к центру. Рука при ударе выполняет легкое волнообразное движение, при этом локоть не следует оттопыривать, а ладонь отскакивает от мембраны в результате расслабления запястья и колебания мембраны. Для проверки расслабления достаточно зафиксировать запястье на 90°, а пальцы при движении рук должны издавать хлопок. Если рука недостаточно расслаблена или входит под неправильным углом, то звук будет сухой и неглубокий. Басовый удар левой рукой называется Гун (G). Запястье расслаблено, локоть левой можно слегка поднять, но не сильно высоко. Некрасиво, когда локти торчат во время игры.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
T (Тэк) — голос дарбуки, его тембр индивидуален для каждого инструмента, а высота регулируется натяжением мембраны. С древних времен и по сей день дарбуки с кожаными мембранами настраивали, нагревая их под солнечными лучами или у костра. В турецкие глиняные дарбуки для натяжения встраивают лампочку накаливания, а египетские дарбуки с пластиковыми мембранами настраиваются при помощи винтов. Звук «Тек» извлекается верхними фалангами пальцев в месте соединения корпуса и мембраны. Пальцы прямые и растопыренные, а запястье находится слегка за плоскостью мембраны. Несмотря на то, что пальцы расслаблены, не следует их изгибать. Удар должен быть достаточно громкий и внятный. Во избежание повреждения пальцев, слишком сильно бить тоже не стоит. Со временем кожа пальцев становится тверже и устойчивее к сильным ударам, при этом мозолей возникать не должно в отличие от других видов барабанов. Для более быстрой игры используются удары отдельными пальцами. Иногда для разнообразия звука удар наносится чуть ближе к центру, но вначале нужно научиться контролировать, чтобы место и сила удара оставались постоянными.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
K (Ka) — изюминка дарбуки. Удар выполняется сложенными безымянным и средним пальцами. Локоть должен покоиться на корпусе, сохраняя инструмент в стабильном положении. В случае быстрой игры в турецкой манере его можно слегка поднять до уровня запястья. Рука с запястьем образуют прямую линию, а пальцы согнуты в форме буквы Г. При ударе запястье выполняет вращательное движение, пальцы падают на край мембраны за счет расслабления, а не нажатия, подобного игре на фортепьяно. Звук должен получаться четкий и не раздвоенный. При игре на египетской дарбуке звук по звонкости напоминает звон колокольчика. Если мембрану в верхней части прижать, то можно получить самые разнообразные по тону звуки. Такие удары напоминают резкие сухие щелчки и называются Слэпом (S). По чистоте слэпа можно проверить качество удара Ка и степень расслабления пальцев. У большинства левая рука находится в спящем состоянии, а мышцы находятся в постоянном тонусе, но игра на дарбуке приводит к ее освобождению, так как требуется высокая беглость и расслабленность. Это, в свою очередь, активизирует правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление.
B (Бэк) — очень важный и вместе с тем один из самых сложных ударов. В некотором смысле он является противоположностью удара Дун, так как он наносится в том же самом месте, но рука при ударе не отскакивает, а плотно прижимается к мембране, гася ее колебания. Бэк напоминает хлопок без малейшей примеси баса. Рука максимально расслаблена, а пальцы сложены в виде лодочки. На Египетских дарбуках Бэк звучит особенно хлестко и громко. Существует множество разновидностей Бэка, как открытые, так и закрытые. При выполнении открытого удара рука отскакивает от мембраны, при этом звук получается очень высокий и хлесткий. Для достижения этого результата следует тренироваться в выполнении бэка отдельными пальцами. Особенно интересно звучит Бэк, выполненный указательным пальцем. Еще одна разновидность Бэка — удар Пэк, выполняемый левой рукой.
Орнаментация ритмов при помощи роллов (~, r) является изюминкой игры на дарбуке. Как правило, роллы являются форшлагами — украшением перед сильной долей. Иногда встречаются роллы от сильного удара (нахшлаг). В дальнейшем под «~» в качестве обозначения имеются ввиду одиночные форшлаги, а под обозначением «r» имеются ввиду комбинации из 32-х долей, растянутые на несколько 16-х. В разделе ритмов роллы не прописаны, их надо использовать по своему усмотрению. Важно помнить, что не стоит переусердствовать с роллами, оставляя для ритма воздушное пространство. Каждый ролл должен играться четко и выразительно.
Помимо базовых ударов существуют самые разнообразные типы ударов, например щелчки пальцами, щелчки ногтями и щетки.
(Материалы школы-студии этнических барабанов [url=http://www.channelingstudio.ru/darbuka.shtml]channeling)[/url]
Похожие темы
» Приглашаем научиться играть на дарбуке!
» Список обозначений основных видов ударов на дарбуке
» Игра на сопилке: с чего начать?
» Список обозначений основных видов ударов на дарбуке
» Игра на сопилке: с чего начать?
Этнические инструменты в классической и популярной музыке :: Этнические ударные инструменты :: Практика игры на ударных инструментах
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Фев 08, 2023 4:14 pm автор literrary
» Звучи, моя свирель - Грай сопілко, грай
Сб Сен 08, 2018 10:18 am автор literrary
» Видео НЕнашего выступления
Сб Сен 08, 2018 10:16 am автор literrary
» Музыкальные строи
Вс Окт 04, 2015 6:29 pm автор Sopilkar
» Игра на сопилке: с чего начать?
Сб Окт 03, 2015 8:35 am автор Sopilkar
» Гармония звука. Мастера обмана.
Ср Сен 16, 2015 10:54 am автор Sopilkar
» "Год Лады" - обсуждение диска
Ср Сен 16, 2015 6:38 am автор Sopilkar
» репертуар для калимбы
Пн Сен 14, 2015 8:26 pm автор pev
» Альбом музыки для кены, ударных и электроники "Integer"
Пн Сен 14, 2015 2:58 pm автор Sopilkar