Этнические инструменты в классической и популярной музыке
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

МОДУЛЬНАЯ ЗАПИСЬ РИТМОВ Антонио ГрАмши

Перейти вниз

МОДУЛЬНАЯ ЗАПИСЬ РИТМОВ Антонио ГрАмши Empty МОДУЛЬНАЯ ЗАПИСЬ РИТМОВ Антонио ГрАмши

Сообщение автор Sopilkar Чт Окт 10, 2013 8:00 pm

Антонио Грамши пишет:МОДУЛЬНАЯ ЗАПИСЬ РИТМОВ 

Модульная запись ритмов является как бы промежуточной между позиционной, которую используют многие школы этнической перкуссии, и классической нотной. В позиционной записи в каждом разряде - единице дискретного времени - стоит или обозначение удара или черточка, обозначающая паузу. Например, ритм муноджот записывается следующим образом: d---t-t-d---tktk. Позиционная запись удобна и наглядна для освоения простейших ритмов на первых стадиях обучения . Но как только появляются сложности в виде триолей (группировки из трех равномерных ударов), трелей и прочих элементов, без которых немыслимо полноценное освоение традиционных и современных ритмических традиций, она оказывается громоздкой и неудобной. Приведем пример. Рассмотрим следующий несложный ритм на 4/4, в котором присутствует триоль (вариант болеро): d-----t-k-k-d--k--t--k--. Во-первых, из записи совершенно не следует, что этот ритм - на 4, а во-вторых, от количества черточек и неравномерного распределения обозначений ударов, как говорится, «в глазах рябит». И уж совсем плохо обстоит дело с трелями. Например, если мы выпишем строчку типичной вариации для максума, содержащую трели, то получим такого «монстра»: tktkt-------------------tktkt---tktkt---------------------------. Разумеется, в чем-то помогает код, выписываемый сверху, содержащий номера основных долей (обычно, четвертей) и, в виде чередующихся знаков + и -, наименьших долей (обычно, шестнадцатых). Но все равно, хотя позиционная запись и позволяет увидеть структуру ритма «в целом», чтение с листа сложных ритмических рисунков представляется делом практически безнадежным. 

В связи с этим я разработал альтернативную систему записи, с помощью которой можно компактно и наглядно записать ритмические рисунки любой сложности, а после некоторого мозгового усилия и практики - бегло читать их с листа. 

В этой новой записи каждый ритм разбивается на модули, содержащие одно и то же количество основных долей, например, четвертей. По сути модуль соответствует обычному такту. Каждый модуль рассматривается как самостоятельный ритм, и нас будет интересовать лишьсоотношение длительностей ударов в нем (точнее, длительностей пауз между ударами), вне зависимости от ритмической структуры остальных модулей. В качестве примера рассмотрим приведенный выше ритм d-----t-k-k-d--k--t--k--. Разобьем его на четыре модуля: [d-----][t-k-k-][d--k--][t--k--]. Так как нас интересуют лишь соотношение длительностей ударов в пределах каждого модуля, то понятно, что запись ритма можно упростить: [d][tkk][dk][tk], или d|tkk|dk|tk|. В конечном варианте записи будем разделять модули вертикальными чертами. Их число равно числу самих модулей. В таком виде воспринимать ритм проще: каждой ячейке, то есть модулю, соответствует единица времени, например, четверть. Каждый модуль читается «позиционно», но его надо успеть сыграть за одну и ту же единицу времени. В частности, возвращаясь к приведенному выше ритму, в первом модуле надо сыграть один удар, во втором - за ту же единицу времени - три удара (триоль), в третьем - два и в четвертом - тоже два. Разберем более сложный пример, а именно среднеазиатский ритм байрам: t-k-t-k-t-k-d---t-k-t-k-d---d---tktkt---tktkd---t-----k-d---d--- (акцентированные удары выделены жирным шрифтом). Разобьем его на 8 модулей: [t-k-t-k-][t-k-d---][t-k-t-k-][d---d---][tktkt---][tktkd---][t-----k-][d---d---]. Теперь упростим запись: tktk|tkd-|tktk|dd|tktkt---|tktkd---|t--k|dd|. Но гораздо более компактную запись байрама можно получить, если мы разобьем его на 16 модулей:[t-k-][t-k-][t-k-][d---][t-k-][t-k-][d---][d---][tktk][t---][tktk][d---][t---][--k-][d--][d--], или, после дальнейшего упрощения: tk|tk|tk|d|tk|tk|d|d|tktk|t|tktk|d|t|-k|d|d|. В этой записи осталась единственная горизонтальная черточка. Интересно отметить, что именно это разбиение на 16 модулей оказывается самым естественным и с музыкальной точки зрения: каждый модуль воспринимается как отдельная неделимая «лексическая единица» этого ритма. 

На занятиях я обычно использую вертикальную запись модулей в виде столбцов. Благодаря такой записи, нет необходимости в использовании вертикальных черт, а с другой стороны, каждый модуль воспринимается как единое целое. Тем не менее, такая запись вызывает трудности у некоторых учеников - они, вместо того чтобы воспринимать модули-столбцы как единые структурные единицы ритма (подобно тому, как мы читаем слова - не по буквам, а практически сразу целиком), пытаются считывать ритм «змейкой«. Учитывая это обстоятельство, я обычно выписываю модули горизонтально, используя столбцы (состоящие, самое большее, из трех разрядов) в основном для модулей высших порядков, о которых речь пойдет ниже. 

Следует сразу отметить, что для простых ритмов, таких как максум (db-bd-b-), наполненный мальфуф (dkkbkkbk) и др., применение модульной записи не дает существенных преимуществ по сравнению с записью позиционной. Но для сложных ритмов оно заметно. Приведем примеры: чифтетели: d-tkt-t-tkd-t-tkd---d---tktkt--- (позиционн. запись) => d-tk|tt|tkd-|t-tk|d|d|tktk|t| (модульн. запись); масмуди (один из вариантов): d---d---d---tktkd----k-k-s---tktk => d|d|d|tktk|d|kk|s|tktk|. Последнюю запись можно еще больше упростить, если мы заметим, что модули, состоящие из двух и четырех ударов (соответственно, двух- и четырехударные модули) ограничены только одноударными модулями. В таких случаях между одноударными (или попросту одноразрядными) модулями можно удалять вертикальные черты, а модули, состоящие из более чем одного удара (разряда), заключать в скобки. Применяя эти операции в нашем конкретном случае, окончательно получим: ddd(tktk)d(kk)s(tktk). 

Преимущество модульной записи наиболее заметно, когда в одном ритме встречается деление крупных долей на различное число мелких, причем эти числа взаимно просты. Рассмотрим, например, ритм на 2/4, в котором первая доля делится на 4 удара, а вторая - на 5 (в джазовых соло такое встречается нередко). Поскольку 4 и 5 - взаимно простые числа, то в позиционной записи ритма будет 2х4х5=20 разрядов: x----x----x----x----x---x---x---x---x--- (x - удар, неважно какой). В модульной же записи ритм запишется предельно просто: xxxx|xxxxx|. 

Запись ритма можно сделать еще более компактной, если мы введем понятие модуля второго порядка (и вообще, модуля n-го порядка). Такие модули имеет смысл применять к очень сложным ритмам, содержащим быстрые фрагменты, чередующиеся с длинными паузами. В этом случае можно рассматривать наиболее сложно устроенные модули как ритмы, записанные в позиционной записи и разбивать их, в свою очередь, на модули, которые в этом случае будут уже модулями второго порядка (а исходные модули будут, таким образом, модулями первого порядка). Приведем пример, отнюдь не самый сложный. Рассмотрим среднеазиатский ритм Омон-Йор (да простит меня мой учитель Кадыр Саидхарун, если я что-то перепутал в записи): t-----k-d---d-----k---k-d---d---t-----k-d---d---ttk-ttk-d---d---. После разбиения на модули первого порядка получим: t|-k|d|d|-k|-k|d|d|t|-k|d|d|ttk-|ttk-|d|d|. В 13-м и 14-м модулях мы видим пару из двух одинаковых ударов tt. По сути дела, это один удар, но как бы «с отзвуком». Чтобы подчеркнуть это обстоятельство, можно разбить группировку ttk- на два модуля: [tt][k-], или tt.k (условимся разделять модули второго порядка точкой). Таким образом, запись Омон-Йора преобразуется в следующую: t|-k|d|d|-k|-k|d|d|t|-k|d|d|tt.k|tt.k|d|d|. 

В приведенном примере использование модулей второго порядка преследовало скорее методическую цель (можно было вполне без них обойтись). Приведем пример, когда такое разбиение приносит уже ощутимый практический результат. 

Рассмотрим упомянутую выше вариацию на максум, содержащую трели: tktkt-------------------tktkt---tktkt---------------------------. Разобьем ее на 8 модулей: [tktkt---][--------][--------][tktkt---][tktkt---][--------][--------][--------], или, после дальнейшего упрощения, tktkt---|-|-|tktkt---|tktkt---|-|-|. Группировку tktkt--- разобьем на два модуля, получим tktk.t---, или попросту tktk.t. Теперь вариация сильно упростится: tktk.t|-|-|tktk.t|tktk.t|-|-|. Введем специальное обозначение ~ (по аналогии с группетто в классической нотации, обозначающего разбиение одной ноты на группу из четырех) для группировки tktk. Подставляя это обозначение в последнюю запись вариации, получим: 

~t|-|-|~t|~t|-|-| (теперь нет необходимости в использовании точки). 

Если модуль второго порядка соответствует одному разряду модуля первого порядка, то можно, как мы это делали в аналогичном случае для модулей первого порядка, заключать его в скобки или выписывать в виде столбца. Приведем пример. Рассмотрим следующий ритм: d-----------d---d-------tk-kt---. Разобьем его на 4 модуля, получим: 

d|-d|d|tk-k.t|. Но если мы хотим подчеркнуть в записи, что этот ритм состоит не из четырех, а из двух частей, то это можно сделать с помощью следующего разбиения: d--d|d-(tk-k)t| (модуль второго порядка tk-k соответствует одному разряду второго модуля первого порядка). 

Аналогично вводится понятие модуля третьего и, вообще, n-го порядка. Начиная с модулей 3-го порядка (а лучше ими и ограничиться) все-таки желательно использовать столбцы, чтобы не потерять наглядности.

В общем случае, для любого ритма можно подобрать такое разбиение на модули, при котором количество горизонтальных черточек сводится к минимуму. 

При построении модульной системы записи я использовал дополнительные обозначения для разных типов ударов: g - дун левой рукой (так иногда обозначают дун левой рукой в нотации для джембе); p, i, m, a - удары ногтем (щелчки) соответственно большим, указательным, средним и безымянным пальцами (так обозначают пальцы правой руки в нотах для гитары); h - удар «молотом» (от английского hammer -молот); 2, 3, 4 - удары по краю мембраны соответственно вторым, третьим и четвертым пальцами левой руки;  и  - удары по краю мембраны соответственно вторым и четвертым пальцами правой рукиr, r и l - удары «щеткой« соответственно для правой (right) и левой (left) руки и т. д. Пока еще не придумал удачного обозначения для руллов, то есть двойных и тройных форшлагов, и для некоторых других элементов дарбучной техники. Так что предлагайте, советуйте и критикуйте! Буду рад конструктивным советам. 
Sopilkar
Sopilkar
Малая септима
Малая септима

Сообщения : 250
Очки : 518
Дата регистрации : 2012-04-05
Возраст : 56
Откуда : Москва

http://sopilkar.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения